Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Магистраль — связующая нить

09 апреля 2015

Продолжение
Начало от 08.01.2015 г. , продолжение от 15.01.2015 г., продолжение от 22.01.2015 г., продолжение от 29.01.2015 г., продолжение от 19.02.2015 г., продолжение от 26.02.2015 г., продолжение от 06.03.2015 г., продолжение от 12.03.2015 г , продолжение от 19.03.2015г , продолжение  от  26.03.2015 г.
, продолжение  от  02.04.2015 г.>>

…И рестораны на вокзалах

В настоящее время отрасль торговли и общественного питания функционирует в виде ОАО «ДорОрс» под эгидой Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Если оглянуться назад и вспомнить историю, то почти целый век предприятия торговли и общественного питания находились в составе железных дорог и подчинялись службам рабочего снабжения, входившим в структуру управлений. Была такая служба и на Белорусской железной дороге. Во главе ее стоял специалист своего дела Петр Белоцкий.

Времена меняются, меняются и приоритеты. В годы всеобщего дефицита на все виды товаров — как продовольственных, так и промышленных — данная отрасль была очень нужна железнодорожникам. На каждой более или менее значительной станции был «орсовский» магазин, обеспечивавший всех — от путевого рабочего до машиниста и начальника станции — необходимыми товарами народного потребления. Где не было магазинов, туда доезжали передвижные лавки. У крупных предприятий были свои столовые. Зачастую более дешевые, чем городские, поскольку работали на площадях данных организаций без арендной платы и нередко снабжались более дешевыми продуктами из подсобных хозяйств и колхозов, находившихся в структуре железной дороги. Тогдашний Начальник дороги Евгений Володько даже не ставил вопрос о каких-либо реорганизациях в этой сфере. Кроме того, и рестораны на вокзалах, включая столичный, тоже были в подчинении Белоцкого, а это уже не только социальные вопросы, но и имидж, визитная карточка БЖД.

Торговля, в частности ее предприятия, в те годы была в весьма тяжелом положении в целом по республике, и Евгений Иванович понимал, что без реальной помощи она не выстоит. Устойчивость структуры (это законы физики) зависит от количества точек опоры. Сороконожка, несомненно, лучше стоит на земле, чем двуногий человек. Эта истина может быть фигурально применима и к законам экономики: чем больше направлений в работе предприятия, тем оно более устойчиво, так как при ослаблении одного удерживается за счет усиления других.

Я не хочу сказать, что Володько был профессионалом и в торговле. Скорее, умел найти, выделить, поверить, а потом всячески поддерживал специалистов, отвечающих за свою отрасль, свое дело. Он видел и ценил Петра Белоцкого. И, как всегда, не ошибся. Только Петр Васильевич, пройдя многочисленные реорганизации, которые начались позднее, после ухода Володько, уверенно вел корабль своего предприятия. Выдержав не только шторма инфляций, но и девятые валы дефолта и деноминации, ОАО «ДорОрс» в настоящее время стало одним из лучших в сфере торговли в республике и по итогам 9 месяцев прошлого года вошло в число 25 самых высокоприбыльных акционерных обществ Беларуси.

Уверена, если бы в те годы начальник дороги не придавал такого большого значения этой важнейшей отрасли, неизвестно на каком бы уровне сегодня находилось предприятие, оставившее от дороги только название, но по-прежнему воспринимаемое тружениками магистрали как железнодорожное.

В годы тотального дефицита товаров, отсутствия оборотных средств для их закупки не только на предприятиях торговли и общественного питания, а повсеместно, когда торговля часто была убыточной, а уровень рентабельности в полпроцента представлялся едва ли не как самое высокое достижение в отрасли, штаб управления дороги относился к нуждам предприятий торговли и общественного питания, как к нуждам и в основной деятельности. И только помощь Белорусской железной дороги смогла создать фундамент для сегодняшнего уровня ОАО «ДорОрс».

Помогали как могли

Помощь оказывалась на всех направлениях: от прямой финансовой — из прибыли дороги или на возвратной основе, а также посредством передачи продукции сельскохозяйственных предприятий, получаемой железной дорогой в уплату за выделенное для проведения посевной или уборочной топливо. Эта продукция передавалась для последующей реализации через сеть магазинов и столовых. Иногда решением совета дороги помощь относилась за счет прибыли, а значит, становилась реальной — уже на безвозмездной основе. При крайнем дефиците оборотных средств она была очень весома.

При Володько было закуплено оборудование для мясокомбината и передано Дорорсу. Мало какие предприятия республики могли это сделать, и не только в связи с отсутствием финансов. Был очень велик дефицит валюты. Но при Евгении Ивановиче размер валютных доходов на Белорусской железной дороге увеличился в 25 раз. Она смогла оказывать разумную помощь в переоснащении предприятий неосновной деятельности, к которым относились и организации рабочего снабжения. Нет, эти средства лишними никогда не были. Напомню, БЖД в те годы выплачивала кредит немецким банкам по кредитной линии «Гермес». Величина его приближалась к 50 миллионам немецких марок. Но Начальник дороги понимал значимость и других направлений деятельности и видел необходимость помощи. И она оказывалась во всем: и в закреплении специалистов управления за конкретными контрактами, и в назначении ответственных за получение и комплектование оборудования.

Безусловно, в других руках созданное предприятие давно могло обанкротиться, приносить только убытки и головную боль. Но не таков был Петр Белоцкий. Он лично изучал новейшие технологии, контролировал все процессы, подобрал деятельную команду единомышленников. Все эти годы экономический и финансовый блок вопросов вела его заместитель по экономике Лариса Ковалева. Память о ее отце, ныне покойном бывшем заместителе начальника дороги Дмитрии Мартынюке, хранят и чтут многие наши ветераны. Лариса Дмитриевна — достойная дочь своего отца. Она никогда не отделяла Дор-орс от БЖД, считая его предприятием дороги, обязанным создавать удобства для железнодорожников. Безусловно, в экономических и финансовых вопросах Белоцкий опирался на ее опыт, знания и трудолюбие. Да и сам он, как и другие руководители нового типа, не мог стоять в стороне от экономики. Володько, отправляя нас на изучение зарубежного опыта, никогда не забывал включить в группу этих высокообразованных специалистов.

Огромная помощь была оказана и при открытии пекарни, оснащении ее оборудованием, и особенно при передаче буквально развалившейся теплицы из коммунальной собственности Минской области в состав БЖД. Начальник дороги вынес решение принять ее и передать в подчинение Белоцкого. Стекла в теплицах были выбиты, отопление — на нуле, производство продукции тоже. Приходилось за счет средств дороги производить ремонт, оплачивать не только новое оборудование, но иногда и счета за газ для отопления теплиц. И все эти вложения были выброшены не на ветер только благодаря сформированной еще при Володько слаженной команде Дорорса, возглавляет которую не просто величайший специалист своего дела, но и новатор, постоянно устремленный в будущее человек, по своей сути созидатель Петр Белоцкий.

Сколько было сделано его командой, не перечислить. Начнем с ресторана «Восточный экспресс», расположенного на привокзальной площади Минска. Его интерьер оформлен в стиле начала прошлого века, на стенах — виды старых вокзалов городов Беларуси, в купе-нишах — уютные уголки для небольших компаний. Обслуживание и кухня заслуживают самой высокой оценки. Излюбленным местом для проведения семейных торжеств и юбилеев у железнодорожников является ресторан «Великолепный экспресс», что на столичной улице Воронянского. Нельзя не вспомнить также магазин и кафе «Зеленый свет» на улице Чкалова, ресторан на вокзале в Минске… Работы здесь уже выполнялись за счет собственной прибыли предприятия. Отремонтированы и оснащены новейшим оборудованием магазины как в столице, так и на линии. Что касается тепличного хозяйства, то о нем надо рассказать отдельно. Золушка в умелых руках волшебников стала принцессой.

Тепличное хозяйство расположено на площади 34,5 гектара. Здесь выращивается овощная, зеленная, ягодная продукция и, безусловно, цветочная. Выручка от реализации за 2014 год, например, составила 270 миллиардов рублей, или 60 тысяч долларов, на одного работника. Такой производительности труда позавидуют многие зарубежные фирмы. Около 55% продукции поставляется на экспорт, рентабельность составила 17,6%. И уже теперь предприятие имеет возможность за счет собственных средств модернизировать производство. Ежегодно, начиная с 2006-го, оно возводит 4 га новых энергосберегающих теплиц. Директор тепличного хозяйства Екатерина Остроушко отмечает: «С голландскими розами мы можем смело конкурировать в любое время. Голландские простоят два-три дня, не больше, а наши — две недели. Есть сорт, который стоит 28 дней».

Сегодня тепличное хозяйство Дорорса выращивает 12 видов роз, семь — альструмерий, 17 — гербер, а также клубнику в защищенном грунте с использованием капельного полива. В торговую сеть она поступает в пластиковых контейнерах. Все — на уровне мировой технологии.

Когда Глава государства Александр Лукашенко 3 августа 2013 года с рабочим визитом посетил тепличное хозяйство ОАО «Дорорс», сотрудники преподнесли ему необычайной красоты букет из всех видов выращиваемых цветов. Президент высоко оценил результаты работы сельхозпредприятий Дорорса, подчеркнув, что они являются примером для других хозяйств страны, и отметил заслугу в этом простых тружеников ОАО и, несомненно, его руководства.

В структуре открытого акционерного общества действует совхоз «Минский». Построенная в 2012 году молочно-товарная ферма — современное производство животноводческой отрасли. Ее открыли в канун 2013 года. Вложенные в нее 38 миллиардов инвестиций, по оценкам экономистов, окупятся за 5 лет. Ферма имеет вентилируемые помещения, оборудованные новейшей технологией. Весь процесс по уходу за животными — от кормления до доения — выполняют роботы.

Повсеместно задействованы энергосберегающие технологии. И в этом тоже видится почерк Белоцкого и его команды.

Мы, ветераны, работавшие, когда это многоотраслевое хозяйство было в составе Белорусской железной дороги, гордимся его успехами и были рады узнать, что Петр Васильевич за многолетнюю плодотворную работу, образцовое выполнение служебных обязанностей, достижение высоких производственных показателей Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко был награжден Орденом Почета.

Белоцкий, пожалуй, один из последних в команде, сформированной еще при Володько. Уверена, Евгений Иванович гордился бы его успехами. Поддержка, оказанная Белорусской железной дорогой, стала фундаментом для развития предприятия, ныне процветающего и заслуживающего всяческих похвал. Что касается многочисленных реорганизаций, проведенных с этим предприятием, то мое глубокое убеждение: его успехи зиждутся не на разного рода преобразованиях, а на руководителе и его команде.

Я верю в роль личности в истории. При другом руководителе, возможно, Дорорс давно бы уже рассыпался на отдельные магазины, рестораны и другие объекты. А он возмужал, расцвел и достиг высоких экономических результатов.


Продолжение следует


Галина Брычкина

Транспортный вестник

http://transport-gazeta.by/index.php/article/4585/number/15/09-04-2015/magistral-svyazuyuschaya-nit

09.04.2015

К списку новостей за 2015 год