Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Магистраль – связующая нить

22 января 2015

Продолжение
Начало от 08.01.2015 г., продолжение от 15.01.2015 г.»

Актуальные и сложные задачи пришлось решать в то время штабу дороги, возглавляемому с 1993 года Володько.

Евгений Иванович был истинным провидцем, имеющим не только хозяйскую хватку, но и огромное финансовое и экономическое чутье.

Совсем недавно я очень внимательно слушала ежегодное обращение президента Российской Федерации Владимира Путина. В экономическом блоке вопросов наиболее были выделены:

  • импортозамещение (этот вопрос в 1990-е был на Белорусской железной дороге одним из основных, как и организация ремонта по­движного состава и др.);
  • укрепление финансовой и банковской системы (в 1990-е был создан свой Желдорбанк полностью за счет средств железной дороги. И работал он очень эффективно, войдя в тройку самых высокорентабельных банков);
  •  создание собственных производств и систем жизнеобеспечения людей (на железной дороге были построены свои мясокомбинаты, свинарники, огромное тепличное хозяйство, на долгие годы ставшее впоследствии основой рентабельной работы «ДорОрса», расширены пахотные земли колхозов, построены заводы по производству воды, пива и пр.).

Рабочие и служащие питались в столовых системы «ДорОрса», которая снабжалась белорусскими продуктами и часто из подсобных хозяйств предприятий железной дороги.

Было создано свое производство спецодежды.

Обеспечение подготовленными специалистами осуществлялось в соответствии с их образованием и подготовкой.

Выходит, почти 20 лет назад на Белорусской железной дороге уже реализовывались те задачи, которые сегодня прозвучали как приоритетные направления работы правительства в России.

БОЛЬШОЙ НАЧАЛЬНИК

Только провидец и такой талантливый человек, как Володько, мог так опередить время. В качестве подтверждения можно привести один случай, который мы вспомнили совсем недавно в разговоре с младшей дочкой Евгения Ивановича Натальей. Это было в начале его руководства дорогой. Тогда из-за недовольства уровнем заработной платы машинисты Минского метрополитена угрожали забастовкой. Такая акция могла стать причиной коллапса всей жизни в Минске. Володько имел прямой разговор с Президентом Лукашенко и пообещал в кратчайший срок обеспечить проведение электропоездов силами машинистов и их помощников моторвагонного депо Минск - Северный. Свое обещание Евгений Иванович выполнил. Конечно, были недоброжелатели даже среди отдельных больших начальников МПС, пытавшиеся выставить этот поступок как штрейкбрехерство.

Как вспоминала Наташа, один такой товарищ весьма почтенного роста и возраста пытался ей, тогда еще совсем девчонке, отзываясь очень похвально об отце, доказать, что именно этот поступок «не очень». Наталья, истинная дочь своего отца, так аргументированно оппонировала ему, упрекнув не в государственной оценке ситуации, что тот отказался от своих слов. При этом едва, казалось, не уменьшился в росте и стал смотреть на нее не как на девочку, а как на зрелого человека.

Евгений Иванович сам был государственным человеком и такими же воспитал своих дочерей.

Он всегда оставался человеком с большой буквы, а значит, при всей ответственности за дело на первое место ставил людей с их заботами и сложностями. К примеру, в Молодечно он проработал совсем недолго — прошло уже почти 40 лет с тех пор, а люди добрым словом до сих пор вспоминают его дела и отношение к ним. Так, бывший машинист локомотивного депо Молодечно И. И. Лукьян может часами вспоминать те времена, когда Евгений Иванович, будучи поездным диспетчером, руководил движением поездов на молодечненском направлении, давал возможность опоздавшим поездам вписываться в нитку графика, разрабатывал маршруты с почти критической весовой категорией и успешно пропускал их. Эффективная работа базировалась не только на профессиональных знаниях, но и на умении быть лидером, создавать творческую обстановку в коллективе. Он знал не только всех диспетчеров линии, но и машинистов. Помог им решить много насущных задач, в том числе в бытовом плане. И они его никогда не подводили. При этом Евгений Иванович никогда не забывал о своих первых коллегах на Белорусской — став большим начальником, навещал друзей в Молодечно, двери в его кабинет всегда были для них открыты.

Его мудрость ощущали и дочери, и семья. Как-то подрастающая Наташа спросила у отца, каким должен быть настоящий мужчина. Ответ был неожиданный: щедрым. Только со временем она поняла, какой смысл закладывал отец в это понятие. Прежде всего он имел в виду щедрость душевную, которой в огромной мере он был наделен сам.

Неся такую огромную нагрузку на своих плечах, Евгений Иванович оставался человеком, способным увидеть чужую боль и помочь. И никогда не прятался за чужие спины. Во времена его руководства железной дорогой мы все реально ощущали единоначалие. Не было месячных хождений с бумагами по кабинетам и специалистам по согласованию — Володько просто вызывал и командовал: делайте так. И еще любил добавить, когда давал какое-то задание: «Пулей!»

Да, он советовался со специалистами, если это было необходимо, но решение принимал исключительно сам, ни на кого не ссылаясь. При этом всегда доверял специалистам своей команды.

ИНТЕРЕСНАЯ, НО СЛОЖНАЯ СУДЬБА

Вспоминая специалистов, которые были рядом с Евгением Ивановичем в те трудные годы, не могу не вспомнить одной из первых, может, и нарушая субординацию, Елену Ивановну Зарецкую.

Это человек очень непростой, но необыкновенно интересной судьбы. Детские годы Елена провела в детском доме в Адамполе. Закончила медицинское училище и, только когда уже выросла, нашла потерянных в годы войны родных. Став хирургической медсестрой, была вынуждена поменять профессию в связи с возникшей аллергией на антибиотики. И уже, будучи зрелым человеком, получила высшее юридическое образование. На дорогу пришла из «Белтрансстроя». Детально изучив особенности железнодорожной юриспруденции, она выиграла тысячи спорных дел с клиентурой, сохранив для дороги огромные денежные средства. Ежегодно рассматривалось свыше 30 тысяч претензий, и все они практически выигрывались в представительстве юристов.

Таких людей Володько как-то одному ему известным способом находил и выделял. И в те трудные годы он назначил Зарецкую на­чальником юридического отдела Управления дороги, который позднее был преобразован в юридическую службу. Первым начальником, естественно, стала Елена Ивановна. Она очень ценила отношение к ней начальника БЧ, его понимание важности юридических вопросов именно тогда, когда законодательство по дороге практически создавалось с нуля. Все ранее действующие положения и инструкции нужно было пересматривать, перерабатывать и в установленном порядке утверждать, определять статус Белорусской железной дороги на международном уровне. И не только в части договоров с железными дорогами других государств, но и с иностранными фирмами, выполняющими работу для дороги. Необходимо было готовить и согласовывать документы, регламентирующие участие БЧ в работе международных организаций — МСЖД и ОСЖД. Совершенно новое направление в организации договорной работы с экспедиторскими организациями тоже должна была обеспечивать юридическая служба дороги.

Кроме того, постоянно идущие реорганизации в структуре управления, создание, а после и ликвидация кооперативов — они были повсеместны, в том числе и на БЧ. Причем после принятия решения об их ликвидации в течение большого отрезка времени юридическая служба, чтобы соблюсти интересы дороги, занималась этим вопросом совместно с представителями других служб.

Под руководством Елены Зарецкой был разработан первый в Беларуси Закон «О железнодорожном транспорте», определивший статус Белорусской железной дороги как государственного объединения, подчиненного правительству. Были переработаны все документы, регламентирующие деятельность дороги: от технологических до финансовых, устав дороги и многое-многое другое, о чем подробнее могут вспомнить ее подчиненные. Большинство из них еще работают в юридической службе, поскольку Зарецкая в то время безо всякого страха набирала в службу молодежь и учила работать. Елена Ивановна трудилась и в тесном контакте с Советом Министров и Министерством юстиции. Например, наш куратор из Министерства юстиции просто стала ее личным другом — В. А. Устименко провожала ее и в последний путь.

 

Продолжение следует


Галина Брычкина

Транспортный вестник

22.01.2015

К списку новостей за 2015 год