Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Магистраль — связующая нить

25 июня 2015

Продолжение. Начало за 08.01.2015, 15.01.2015, 22.01.2015, 19.02.2015, 26.02.2015, 05.03.2015, 12.03.2015, 19.03.2015, 26.03.2015, 02.04.2015, 09.04.2015, 16.04.2015, 23.04.2015, 30.04.2015, 07.05.2015, 14.05.2015, 21.05.2015, 28.05.2015, 04.06.2015, 11.06.2015,18.06.2015 г.>>

ЗА МИЛЛИОНЫ ФРАНКОВ

В объеме долгов по взаиморасчетам между Министерством путей сообщения и Белорусской железной дорогой значительную часть составляли расчеты за пользование вагонным парком. Цена за пользование грузовыми вагонами устанавливалась в швейцарских франках по типам вагонов на уровне международных договоров. И име­ющиеся долги не обесценивались даже при несвоевременных расчетах.

Но чтобы расчеты имели законодательную основу, необходимо было в первую очередь разделить вагонный парк между железными дорогами, ранее входившими в состав МПС. Эту работу успешно выполнили. И, как результат, уже в середине 1990-х только за пользование грузовыми вагонами полученными Белорусской железной дорогой в наследство от МПС, годовое сальдо в пользу БЖД достигало 15 миллионов швейцарских франков. О чем это свидетельствует?

Во-первых, Белорусская железная дорога грамотно подошла к вопросам раздела собственности МПС и сумела отстоять свои основные фонды. Этим вопросом занимались первый заместитель Начальника дороги Владимир Ринг, заместитель Начальника дороги по вагонному и локомотивному хозяйству Валерий Назаренко и начальник службы статистики Светлана Лосьмакова.

Во-вторых, все это время вагоны на дороге не простаивали, а зарабатывали огромные валютные средства. То есть был организован надлежащий, соответствующий международным стандартам уровень их содержания, а также текущего и деповского ремонта. Аварийные вагоны к обращению на территории других государств просто не допускались — их техническое состояние должно было соответствовать требованиям международных норм и стандартов. Все виды ремонтов проводились в соответствии с действующими нормативами. А еще требовалось организовать работу, снабдить запчастями и обеспечить финансирование. Весь этот комплекс задач был в ведении заместителя начальника дороги Валерия Назаренко.

«НА ФОНЕ ВЗРЫВА...»

Совет по железнодорожному транспорту, в 1992 году созданный Соглашением глав правительств государств-участников Содружества, взял на себя координацию работы на международном уровне, в том числе и по вопросам, связанным с разделением инвентарного парка вагонов и контейнеров.

Постоянно работающим органом стала и до сих пор является Дирекция Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Председателем был назначен Анатолий Сиденко.

— Бороться за формирование межгосударственной структуры приходилось на фоне взрыва идей суверенизации, — вспоминает Анатолий Яковлевич. — Нужно отдать должное нашим коллегам из республик бывшего Союза: они хорошо понимали, что национальную экономику можно возрождать в рамках крупной межгосударственной транспортной системы, обеспечивающей бесперебойное следование грузопотоков на важнейших международных сообщениях. Все защищают интересы своего государства. И это закономерно. Одновременно каждый представитель национальной железнодорожной администрации не мог не понимать, что в таком деле, как международные перевозки, необходимы совместные решения, оптимально решающие ту или иную общую проблему.

Именно дирекция вела постоянную и скрупулезную работу по подготовке и проведению заседаний совета, осуществляла оперативное руководство между ними. Здесь работали специалисты, прекрасно знающие железнодорожный транспорт.

В то неустойчивое время была заложена основа организации, продемонстрировавшей исключительную функциональность при решении ежедневных вопросов, дающих реальный, измеримый результат. Не преувеличивая, среди них можно назвать умелое, научно обоснованное и справедливое разделение инвентарного парка грузовых вагонов и контейнеров. Именно это на долгие годы определяло благополучие железных дорог, ставших самостоятельными.

РАЗДЕЛИТЬ ВАГОНЫ И КОНТЕЙНЕРЫ

Представителем Белорусской железной дороги, постоянно включаемым в рабочую группу, являлась начальник службы статистики Светлана Лосьмакова. Специалист с богатейшим опытом, честный и принципиальный человек, она на протяжении немалого времени, в течение которого решался вопрос разделения, стояла на страже интересов белорусской магистрали. Возглавляя много лет службу статистики, Светлана Михайловна досконально знала все аспекты. От ее внимания не могли ускользнуть даже самые, казалось бы, не­значительные нюансы.

Специалисты, входящие в состав группы, обязаны были не только разработать методику справедливого разделения инвентарного парка грузовых вагонов, но и дать отпор возможным злоупотреблениям. В связи с этим, как вспоминает Лосьмакова, на своем первом заседании рабочая группа представителей органов управления железнодорожного транспорта государств-членов СНГ приняла решение с 1 марта 1992 года запретить продажу грузовых вагонов в собственность на период до полного разделения парка. Об этом предупредили всех арендаторов грузовых вагонов, приостановили их исключение из инвентаря с 1 сентября. ВНИИЖТом с привлечением вузов были разработаны и просчитаны все методики предстоящего разделения.

Участники совещания экспертов, рассмотрев четыре представленных варианта, приняли решение эксплуатационную работу осуществлять общим парком вагонов с установлением для каждой железной дороги нормы его содержания. В случае ее превышения либо наоборот между железными дорогами государств производился взаиморасчет.

Была проведена огромнейшая работа по определению этой доли по восьми вариантам методик, разработанных учеными. Решение экспертов группы под руководством доктора технических наук Б. Д. Никифорова утвердил Совет по железнодорожному транспорту 6 мая 1992 года. А 25 мая в Киеве на третьем заседании ратифицировали представленные рабочей группой доли в процентах собственности парка. Далее уточнялось номерное наличие вагонов. И только после этого на пятом заседании в Минске утвердили количественное разделение грузовых вагонов, подписали соответствующее соглашение и подготовлены документы для рассмотрения вопроса на государственном уровне.

22 января 1993 года в столице Беларуси было принято Соглашение глав правительств о разделении инвентарного парка грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между странами СНГ и Балтии.

 

Нина Бричкина

Транспортный вестник

26.06.2015

К списку новостей за 2015 год