Унифицировали правила
10 августа 2015
В Белоруссии появятся новые перевозчики на железной дороге
Совет министров Белоруссии утвердил постановление, дающее возможность доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования белорусским индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным не на территории страны.
Правила доступа и Правила оказания услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования разработаны в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и законом Белоруссии «О железнодорожном транспорте».
Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, государства – члены ЕАЭС и Таможенного союза (ТС) подписали еще в декабре 2010 года. А в 2013 году временно исполняющая обязанности председателя коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая подписала решение коллегии об устранении нарушений в разработке правил.
Документ ЕЭК определяет, что национальные правила должны обеспечить равный доступ к услугам инфраструктуры всем потребителям, особенно исходя из пропускной, технической и технологической возможности железной дороги, а также единую тарифную политику на услуги инфраструктуры.
Правила, разработанные в Белоруссии, регулируют отношения перевозчиков и оператора, порядок и основные принципы доступа к инфраструктуре. Причем предоставление доступа индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам-нерезидентам осуществится согласно международным договорам Белоруссии на определенных участках железной дороги. Определит эти участки Белорусская железная дорога (БЖД), признанная оператором инфраструктуры по оказанию соответствующих услуг.
Заместитель начальника отдела организации структурной реформы департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Олег Круталевич пояснил, что действие таких правил распространяется исключительно на приграничные участки двух сопредельных инфраструктур государств – членов ЕАЭС.
А попасть туда могут перевозчики уже сейчас в рамках договора об ЕАЭС.
«В этом случае необходимо предоставить лишь заявку и оформить договор», – утверждает эксперт.
По словам заместителя начальника пресс-службы БЖД Татьяны Бондаревой, правила предусматривают и наличие конкурса на получение доступа к услугам инфраструктуры для перевозчиков-претендентов.
Однако Олег Круталевич отметил, что конкурс проводится исключительно редко и при особых условиях. К примеру, при конкуренции за определенные «нитки» графика.
В таком случае перевозчик должен иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в области железнодорожного транспорта, сертификат безопасности и квалифицированных работников, задействованных в организации, управлении и осуществлении перевозочного процесса.
«Заинтересованных пока нет, но это объяснимо: со времени вступления в силу распоряжения прошло совсем немного времени», – говорит Татьяна Бондарева.
Между тем правила предполагают возможность расширения перечня предоставляемых оператором услуг, которые, однако, будут распространяться на определенных условиях. Каких конкретно, пока неизвестно.
В то же время начальник отдела сотрудничества со странами СНГ департамента международного сотрудничества ОАО «РЖД» Владимир Айрапетянц уточнил, что в рамках ЕАЭС еще не принят сертификат безопасности, не готова процедура его применения и не создан механизм его получения. Поэтому решение Совета министров пока никаких изменений в работу БЖД не внесет.
Дарья Белоглазова
Гудок 1520
http://www.gudok.ru/1520/newspaper/detail.php?ID=1289411
2015 № 123
К списку новостей за 2015 год