Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Магистраль — связующая нить

27 августа 2015

Продолжение. Начало за 08.01.2015, 15.01.2015, 22.01.2015, 19.02.2015, 26.02.2015, 05.03.2015, 12.03.2015, 19.03.2015, 26.03.2015, 02.04.2015, 09.04.2015, 16.04.2015, 23.04.2015, 30.04.2015, 07.05.2015, 14.05.2015, 21.05.2015, 28.05.2015, 04.06.2015, 11.06.2015, 18.06.2015, 25.06.2015, 02.07.2015, 09.07.2015, 16.07.2015, 23.07.2015, 30.07.2015, 06.08.2015, 13.08.2015 и 20.08.2015 г.

 

И РАБОТА, И ДОМ

Массовый ввод жилья на Белорусской железной дороге пришелся на 1964-1970-е годы. В хозяйстве гражданских сооружений насчитывалось около 2 млн кв. метров жилья. Обслуживанием его занимались 19 домоуправлений семи дистанций гражданских сооружений. Когда к 1990-м жилой фонд потребовал капитального ремонта, в стране случился экономический кризис. Однако это не освобождало железную дорогу от необходимости решать проблему за счет собственных средств.

 

Первый этап передачи жилого фонда в ведение местных Советов начался в 1987 году. БЖД тогда не спешила расставаться с собственным жильем. Ведь за счет повторного заселения освобождаемых квартир решался вопрос улучшения жилищных условий многих работников магистрали, особенно связанных с безопасностью движения поездов.

На дороге был утвержден перечень профессий, представители которых имели право на получение служебных квартир. Он был согласован с Дорпрофсожем и утвержден Начальником дороги. Предоставление жилья за счет повторного заселения давало возможность приглашать специалистов со всей сети стальных магистралей. И, кроме того, позволило белорусам, попавшим после окончания институтов по распределению на другие железные дороги МПС СССР, вернуться домой. Многие со временем становились руководителями разных уровней, в том числе высшего — опыт работы, приобретенный на железных дорогах Союза, был просто бесценен.

Вопросами, связанными с содержанием и капитальным ремонтом служебно-технических помещений и жилого фонда, в Управлении дороги ведала служба гражданских сооружений.

ЭКСПЕРИМЕНТ НЕ УДАЛСЯ

В декабре 1991 года по приказу Начальника дороги Степана Ильича Шкапича было создано производственное объединение гражданских сооружений (ЖИЛПРЭО), призванное в качестве юридического лица заниматься содержанием, эксплуатацией и ремонтом гражданских сооружений. Начальником объединения назначили Владимира Ковалева.

Подробно останавливаться на работе ЖИЛПРЭО не стоит, поскольку, кроме дополнительных сложностей в работе, с экономической точки зрения оно не дало практически ничего. Надуманное измерение объемов работы для расчетных цен, которые непросто было корректировать при галопирующей инфляции, трудности в планировании и анализе деятельности за неимением базы данных для экономического анализа — вот только некоторые сложности в экономике созданного объединения.

Тем не менее были и положительные результаты. Например, в декабре 1992 года начальник ЖИЛПРЭО Владимир Ковалев организовал и провел сетевую школу работы дистанций гражданских сооружений (ЖилРЭП, как они тогда именовались). Мероприятие было очень высоко оценено. Особенно опыт работы Молодечненского участка Минской дистанции гражданских сооружений, которым руководила Анна Жавнерчик.

Однако в целом эксперимент с ЖИЛПРЭО не оправдал себя. А если эксперименты не удаются, это надо вовремя признать. Что и было сделано Белорусской железной дорогой в сентябре 1993 года.

В рамках структурных изменений (я имею в виду возвращение отделениям дороги статуса основных структурных предприятий. — Г. Б.) дистанции гражданских сооружений были переданы в состав отделений, а ЖИЛПРЭО расформировано.

ТАКАЯ СЛУЖБА

Возглавил восстановленную в Управлении дороги службу гражданских сооружений Феликс Черноглаз. Начинал он в 1968 году с должности старшего инженера технического отдела. Накапливая опыт на разных участках и в различных должностях, Феликс Зусьевич достиг уровня руководителя и возглавлял службу до 2002 года, вплоть до выхода на заслуженный отдых.

Главным инженером с 1993 по 2002 год была Людмила Ивановна Поличейко. Она отвечала за строительство, развитие производственных баз предприятий и занималась вопросами снабжения, кстати, очень сложными в годы дефицита материалов.

Развивалось хозяйство, создавались производственные базы. Особо надо отметить успешную работу Оршанской дистанции гражданских сооружений, возглавляемой Владимиром Седневым. Здесь в 1990-е был создан цех по производству керамзитобетонных изделий, древесно-стружечных плит, столярных и других изделий на заказ; налажено производство клееного бруса и сборных домиков из него. Тогда всего этого очень не хватало не только на дороге, но и в республике. Часть продукции, в том числе мебель (тумбы, комоды), реализовывали населению, в первую очередь железнодорожникам.

Дистанция работала хорошо, рабочие уважали своего начальника. И это позволяло достигать высоких результатов.

Бывшие работники службы с большим теплом и уважением вспоминают начальника Барановичской дистанции гражданских сооружений того времени Василия Ивановича Климко. Он не только успешно развивал базу дистанции, но и очень много времени уделял отдыху и оздоровлению детей, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Успешно работал начальник Могилевской дистанции Николай Кириллович Корянов. Наряду с основной деятельностью здесь наладили выпуск железобетонных изделий, в том числе павильонов для остановочных пунктов. Таким образом при минимуме затрат обеспечивался комфорт пассажиров, ожидающих пригородных поездов. Высокие результаты работы отмечались также на Брестской дистанции гражданских сооружений, руководил которой Виталий Александрович Савчук.

 

Время было сложное, поэтому для приведения хозяйства в удовлетворительное состояние изыскивались все средства и возможности. Особо стоит отметить работу Анны Жавнерчик, которую Евгений Володько назначил заместителем начальника Минского ЖилРЭП по Молодечненскому узлу. Без особых материальных затрат с применением подручных материалов на участках Молодечно — Гудогай и Молодечно — Будслав были отремонтированы здания вокзалов, в том числе имеющие архитектурно-историческую ценность. Возможно, по сегодняшним меркам качество того ремонта покажется примитивным, но, главное, была сохранена уникальность архитектуры и потрачены не миллиарды рублей. (Для сравнения: ремонт станции Беларусь обошелся дороге, руководил которой тогда Василий Гапеев, в один миллион долларов.).

Володько ценил в людях инициативу, бережливость и профессионализм. Он очень уважал и Валерия Викентьевича Сороку, и Галину Георгиевну Верхоланцеву. А фамилия Жавнерчик не раз звучала по селектору в качестве примера рачительного управления. В любом хозяйстве, в том числе и гражданских сооружений, Евгений Иванович умел увидеть лидеров и всячески их поощрял. Люди ценили это, понимая, что их труд замечен на самом высоком уровне.

 

Продолжение следует

Галина Брычкина

Транспортный вестник

http://transport-gazeta.by/index.php/article/5009/number/35/27-08-2015/magistral-svyazuyuschaya-nit

27.08.2015

К списку новостей за 2015 год