Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Союзный экспресс

27 февраля 2015

Фирменный поезд «Белоруссия» между Минском и Москвой курсирует более полувека

750 раз вокруг Земли

В конце XIX века железнодорожное путешествие между Москвой и Минском длилось 16 часов и включало более десяти остановок, на которых паровозы или менялись, или заправлялись водой и углем. В середине предвоенного 1939 года курьерский поезд № 1/2, связывавший Владивосток и белорусский поселок Негорелое, через который тогда проходила западная граница СССР, те же самые 750 км преодолевал уже за 11 часов 43 минуты (остальные поезда шли от 12,5 до 13,5 часа). В первые годы после Великой Отечественной войны «израненная» железная магистраль такой темп держать не могла. В 1947-м, например, «скорые» от Москвы до Минска могли домчать за 16, а то и 19 часов. До Бреста поезд шел более суток.

 

Восстановление дороги и нормализация ее жизни сокращали время в пути, но добавляли неразберихи: расписания поездов и их нумерация менялись едва ли не ежегодно, сбивая пассажиров с толку. Историческая точка в этом хаосе была поставлена 2 апреля 1962 года, когда был сформирован и отправлен в первый рейс скорый фирменный поезд № 2/1 «Белоруссия».

С того дня этот нетривиальный поезд – точнее, пара поездов, ежевечерне выходящих навстречу друг другу и встречающихся в районе Смоленска – накатал около 30 миллионов километров, 750 раз обогнув условный экватор, или 78 раз преодолев расстояние от Земли до Луны.

Царские условия для партийной элиты

С первых же рейсов экспресс работал как часы: жители Витебской и Смоленской областей по ярким окнам несущихся «двойки» и «единицы» могли определить время с точностью до минуты, а для всех железных дорог СССР минско-московский темно-синий экспресс был примером для подражания.

«Белоруссия» первая внедряла все новинки, бытовые и технические нововведения. Если в обычных поездах состав обновляли раз в три десятилетия, то в этом втрое чаще. Да и сами вагоны были отменными, вспоминает постоянный пассажир этого поезда в 1970-е годы, бывший работник Госплана БССР минчанин Михаил Розин:

 - Произведенные в немецком Аммендорфе, с полированными светло-коричневыми панелями, они были уютными и одновременно респектабельными. В обычных поездах таким комфортным был только вагон СВ. В «Белоруссии» и купейные, и мягкие вагоны были образцом комфорта. Об СВ «единички» говорили и вовсе с восторгом: там были мебель из красного дерева с позолотой, кресла и умывальники в каждом купе.

Мне в СВ этого поезда ездить не доводилось: билеты можно было взять лишь через спецкассы гостиницы «Октябрьская» по броне горкома партии. Зато цена билета ни на копейку не отличалась от других поездов: те же 14 рублей за купейное место, а дочь-школьница ездила со мной и вовсе за 7 рублей. Самолет стоил 18.

Сегодня фирменная «единица-двойка» называется «Беларусь» и доступна всем пассажирам без спецкасс, хотя цена билета в ее купейный вагон уже соизмерима со стоимостью перелета.

Звездный путь

Старожилы помнят, что новые формы обслуживания пассажиров также обкатывали на «Белоруссии». Не только сами железнодорожники, но и представители смежных профессий. В феврале 1968 года в газете «Вечерний Минск» появилась заметка о возможности заказа такси к вокзалу прямо из поезда: «Начинание Минского производственного автокомбината таксомоторного транспорта получило добро от многочисленных пассажиров. Удобства налицо. В пути следования поезда люди за 30 копеек оплачивают предварительный заказ на такси. Проводник передает сведения бригадиру поезда, тот из Орши дает телеграмму о количестве машин, которые следует забронировать. К приходу поезда «Волги» с зелеными глазками уже поджидают своих клиентов».

Поджидали поезд в обеих столицах не только зеленоглазые «Волги», но и правительственные «Чайки», а то и ЗИЛы. Передвигавшаяся исключительно под ночными звездами «Белоруссия» сама слепила обилием звезд. Пассажирами экспресса были первые секретари обкомов партии и республиканского ЦК (на «Белоруссии» не раз ездили Кирилл Мазуров и Петр Машеров). Встретить на темно-красных ковровых дорожках ее коридоров генерала или маршала, Героя Советского Союза или Социалистического Труда, космонавта, видного писателя или промышленника, председателя легендарного колхоза, популярного артиста или знаменитого ученого было обычным делом. Как и завести непринужденную беседу с суровым министром, оказывающимся в дороге весьма компанейским и приятным попутчиком.

Американский профессор и публицист из Рэдфордского университета Григорий Иоффе, родившийся в России, но имеющий белорусские корни, вспоминал недавно:

– Впервые я посетил Беларусь совсем маленьким, и та поездка помнится плохо. Зато хорошо помню последующие приезды: как на Белорусском вокзале садился с родителями в непривычно красивый синий поезд «Белоруссия», который вез меня на землю моих предков.

В дорогу – с оркестром

Автор этих строк тоже не раз был пассажиром этого поезда в конце восьмидесятых прошлого века. Помнится, тогда возвышенный настрой появлялся буквально с первых же секунд путешествия. Минский вокзал «Белоруссия» покидала под звуки «Прощания славянки», а под исторические навесы Белорусского вокзала Москвы синий поезд, который заметно выделялся на фоне зеленых «коллег»,  въезжал под звуки Государственного гимна СССР.

Время не стоит на месте, сегодня большинство белорусских поездов дальнего следования состоят из синих вагонов. К новым системам кондиционирования, электронным замкам в купе и биотуалетам экспресса пару лет назад добавилась услуга предоставления места в «мужском» и «женском» купе. Несоизмеримо вырос комфорт во всех пассажирских поездах.

Потеряв лоск номенклатурной фешенебельности, «Беларусь» приобрела новый смысл, став одним из ярких символов нашего Союзного государства. Символично, что когда-то в свой первый рейс поезд оправился именно 2 апреля, которое вот уже почти два десятилетия наши страны отмечают как День единения народов Беларуси и России. Поезд по-прежнему соединяет обе столицы Союзного государства и объединяет наши народы.

 

Максим Осипов

Народная газета

Приложение “Союзное вече

http://ng.sb.by/soyuznoe-veche/article/soyuznyy-ekspress.html

27.02.2015

К списку новостей за 2015 год

Мы используем файлы cookie

Это поможет Вам эффективно использовать официальный сайт Белорусской железной дороги и поддерживать корректное функционирование его сервисов. Перед тем, как совершить выбор настроек параметров использования файлов cookie, рекомендуем ознакомиться с Политикой в отношении файлов cookie.

Настроить