Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Десант железных дорог

29 мая 2015

На минувшей неделе, 22 мая, в Бресте побывали участники международной социальной акции «Поезд дружбы ветеранов против нацизма», организованной ОАО «Российские железные дороги». На Московской стороне вокзала станции «Брест-Центральный» бывших железнодорожников, ветеранов войны и труда встречали с хлебом-солью и духовым оркестром.

В то же время на Варшавскую сторону прибыл специальный поезд — передвижной выставочно-лекционный комплекс, предназначенный для демонстрации инновационных достижений железнодорожного транспорта и смежных отраслей промышленности, который командировали в город над Бугом «РЖД». Комплекс этот работал два дня, 22 и 23 мая, в туристических тупиках станции «Брест-Центральный», напротив городской больницы № 1, бывшей ж/д больницы.

Накануне, 21 мая, на станции «Минск-Пассажирский» прошла торжественная встреча участников международной социальной акции. Во встрече приняли участие заместитель Премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин, Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолий Сивак, Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, председатель Республиканского совета Белорусского общественного объединения ветеранов генерал-лейтенант в отставке Анатолий Новиков, руководители железнодорожных администраций, участвующие в 62-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ. Затем последовала экскурсия по городу, возложение цветов к Вечному огню на площади Победы, посещение музея истории Великой Отечественной войны.

Акция была приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и организована по маршруту Москва — Минск — Брест — Москва. Среди участников ветераны войны и труда России, Беларуси, Казахстана, Азербайджана, Армении, Эстонии. В «Поезде дружбы» в город над Бугом прибыли 127 человек, из которых 21 участник Великой Отечественной войны. Каждому из них как минимум 88 — 90 лет, но они — некоторые в сопровождении родных и близких — решились на дальнее путешествие.

Шесть комфортабельных автобусов доставили участников акции в мемориал «Брестская крепость-герой», где их встретил его директор Григорий Бысюк, который приветствовал ветеранов кратким вступительным словом. Участники «Поезда дружбы» по площади Церемониалов и возложили живые цветы к Вечному огню. Они услышали и удары метронома, и голос Левитана.

«Мы трудились всю войну на железной дороге, — вспоминает седовласый Николай Избасов из Казахстана, бывший машинист паровоза. — Подвозили на фронт боевую технику, боеприпасы, солдат, хлеб, соль, а увозили раненых в тыл». Его коллега, 92-летний Туливен Жинусов, рядовой одной из стрелковых частей, кавалер двух орденов Отечественной войны, воевал с 1943 года. В одном из боев подбил из противотанкового ружья два фашистских танка, участвовал в штурме Берлина. После войны связал свою жизнь с железной дорогой.

Здесь же мы познакомились с академиком РАН, москвичом Виктором Ильичом Кузнецовым, председателем совета ветеранов Минтранса России, заслуженным работником транспорта Российской Федерации. Разговорились. Во время войны он работал кочегаром на железнодорожной узловой станции. Его брат, 22-летний Сергей Кузнецов, был заместителем командира партизанского отряда имени Суворова. Он погиб в бою с фашистами и был похоронен в братской могиле в Кобрине.

После возложения цветов ветераны, разбившись на группы, совершили экскурсию по залам музея обороны и по территории Брестской крепости. Особенно запомнилась группа генералов в сопровождении молодых девушек.

«Мы, ветераны железнодорожных войск, прекрасно знаем, какую роль играли железные дороги во время войны, — рассказывает 88-летний генерал-лейтенант в отставке Алексей Кузьмич Волков, которого призвали в армию в 16 лет и который посвятил железной дороге 37 лет жизни. — С чего Гитлер начинал войны? Прежде всего он бил по объектам железной дороги. Как только началась Вторая мировая война, сразу же были выведены из строя важные железнодорожные узлы Польши, и 16 сентября 1939 года немцы появились под Варшавой. Другим примером может служить Франция, которая потеряла свои железные дороги за 10 суток.

Когда немцы подходили к Москве, обстановка была очень сложной. Тогда части трех фронтов — Западного, Брянского и Резервного — оказались в окружении. Для спасения Москвы к ней со всех сторон стягивались наши войска.

В это время дивизия генерала Белобородова дислоцировалась под Хабаровском, в Уссурийске. В суровых условиях декабря 1941 года 35 эшелонов с вооружением и живой силой дивизии — а это более 10 тысяч человек — были переправлены по железной дороге под Москву в течение 21 суток. Составы шли со скоростью 800-1000 километров в сутки. История не знала таких примеров.

Вот на них мы и воспитываем нашу молодежь.

Я часто встречаюсь с учащимися колледжа № 52 города Москвы и рассказываю им о войне. Мы, ветераны железных дорог, поддерживаем прочную связь с ОАО «Российские железные дороги» по военно-патриотическому воспитанию молодежи».

Председатель Центрального союза общероссийской общественной организации «Ветераны железнодорожных войск Российской Федерации», генерал-лейтенант в отставке Александр Шабанов, который служил 33 года в железнодорожных войсках, был одним из руководителей поезда дружбы. «Железные дороги объединяли и будут объединять все республики не только бывшего Союза, но и страны Европы и Азии», — заключил он.

После Брестской крепости российских гостей повезли в национальный парк «Беловежская пуща», а вечером того же дня под звуки неувядающей «Славянки» поезд дружбы отправился в обратный путь — в Белокаменную.

А передвижной выставочно-лекционный комплекс представил объемную и разнообразную экспозицию, размещенную в восьми вагонах уникального в своем роде поезда-музея, который на два дня сделал остановку на туристических путях невдалеке от вокзала «Брест-Центральный». С выставкой брестчане могли ознакомиться бесплатно. Тут была и история развития отечественного железнодорожного транспорта, и современные инновационные достижения ОАО «Рос­сийские железные дороги», ведущих компаний рынка инновационной продукции, в частности, макеты современного подвижного состава. Особое место было отведено экспозиции, посвященной 70-летию Победы, где разместились и материалы о вкладе белорусского народа в Победу. Так, за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 20 белорусских железнодорожников награждены орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Оборона Брестского вокзала стала одной из трагических и героических страниц первых дней Великой Отечественной войны, а имена шести участников его обороны увековечены на мемориальной доске на обновлённом здании вокзала. В общей сложности в начале войны железнодорожники БССР обеспечили эвакуацию 1,5 миллиона человек, не считая рабочих и служащих, которые эвакуировались вместе с предприятиями. Также было эвакуировано 109 крупных предприятий, ценности, более пяти тысяч вагонов готовой продукции, сырья. В основном был перемещен в тыл подвижной состав, оборудование железнодорожных узлов Минска, Орши, Витебска, Могилева, Жлобина, Гомеля и других городов. Подрывная деятельность белорусских партизан на железных дорогах продолжалась в течение всего периода оккупации.

Все это можно было посмотреть в уникальном российском музее на колесах.

Юрий Шапран

Брестский вестник

28.05.2015

К списку новостей за 2015 год