Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Врачеватели вагонов

25 марта 2015

Скорость движения поездов постоянно увеличивается, а вместе с ней — и нагрузка на вагон, поэтому каждый из них, приходя на крупную станцию и отправляясь с нее, подлежит тщательному осмотру специалистов. Именно этим и занимается Калинковичский пункт технического осмотра вагонов (ПТО) Гомельского вагонного депо, работа которого разделена на фронты и ведется в Подольском парках, а также в цеху текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов и на пункте опробования тормозов Житковичи.

В среднем за сутки ПТО принимает порядка 40 грузовых и более 20 пассажирских поездов. А вообще за прошлый год здесь было принято 12170 грузовых и 6367 пассажирских поездов, проведен текущий ремонт 1435 грузовых вагонов, заменено 753 колесные пары. Иметь дело приходится с «разновозрастным» подвижным составом: «пробежавшим» не одну сотню тысяч километров, и совсем новеньким, современным. При осмотре каждого — свои тонкости, о которых хорошо знают опытные осмотрщики-ремонтники. Их в коллективе железнодорожного предприятия 73 человека. А вообще в ПТО под руководством грамотного начальника Владимира Купчика трудится 121 сотрудник.

— О том, что на станцию прибывает поезд, в нашей организации первыми узнают операторы по учету вагонов и контейнеров — говорит Владимир Викторович и приглашает зайти в диспетчерскую, где за пультом централизованного ограждения поездов в окружении многочисленных телефонов и компьютеров уже пять лет работает доброжелательная и ответственная Светлана Русецкая. Она рассказывает, что благодаря автоматизированной системе контроля подвижного состава еще до прибытия поезда на станцию может выявить некоторые неисправности в вагоне: перегрев буксовых узлов, проблемы в тормозном оборудовании и своевременно оповестить о них бригаду осмотрщиков-ремонтников. Кроме того, на операторе — поддержание связи между парками пункта технического обслуживания для своевременного выполнения работ по осмотру и ремонту вагонов в соответствии с графиком приема и отправления поездов, ведение многочисленной служебной документации.

- Понятно, что в нашем деле без внимательности никак не обойтись, — улыбаясь, говорит Светлана Валерьевна. — Но я никогда не была человеком ветреным, безответственным, а потому быстро вникла во все нюансы.

Итак, оператор сообщает о скором прибытии поезда на определенный путь. Эстафету от нее принимают осмотрщики-ремонтники, которые встречают и провожают каждый состав.

— Опытные специалисты — а ими становятся после 5-7 лет работы — даже по звуку, с каким идет вагон по рельсам, способны выявить определенную неисправность. Кроме того, они знают, где вероятнее всего может «спрятаться» трещина или излом (например, на боковых рамах тележек, буксовых узлах), а потому такие места осматривают с особой тщательностью, — рассказывает Владимир Купчик и знакомит нас с одними из лучших осмотрщиков-ремонтников ПТО Петром Шкрадовым и Валерием Кужелко. Оба на предприятии — почти двадцать лет, а потому знаний и опыта в своем деле им не занимать.

— Как только поезд остановился, мы — экипированные специальными молоточками, сумками с необходимыми инструментами, а ночью ещё и фонарями — начинаем осмотр каждого вагона с двух сторон, — рассказывает Валерий Михайлович. — Задача — выявить и устранить неисправности, угрожающие безопасности движения, провести безотцепочный ремонт ответственных узлов рамы. Ходовых частей, автосцепных устройств и т. д. Если на месте устранить неисправность невозможно — направляем вагон в текущий отцепочный ремонт.

Чтобы справляться с работой без нареканий, осмотрщику-ремонтнику, уверены мои собеседники, необходимы отличные зрение и слух, умение концентрировать внимание, хорошая физическая подготовка, а ещё - осторожность, ведь всем известно, что железная дорога — зона повышенной опасности.

- А молоточки вам зачем? — интересуюсь я.

— Ими мы отстукиваем каждую колесную пару и буксовой узел и прислушиваемся к звуку, который они издают, — толково объясняет Петр Петрович. — Звук звонкий — все в порядке, у «наших пациентов» ничего не болит, дребезжащий чаще всего свидетельствует о разрушении торцевого крепления, с двойным отзвуком — о том, что буксу следовало бы подвергнуть ревизии. В этом мы похожи на врачей-невропатологов, которые тоже «простукивают» своих больных, а молоточки и у нас, и у них — самые главные и надежные помощники. Поэтому смело можете называть нас не осмотрщики-ремонтники, а врачеватели вагонов.

Еще один прибор — штанга с зеркальцем — незаменима при осмотре труднодоступных мест. С ее помощью на внутренних деталях можно разглядеть трещины, сколы, зазубрины. Все они способны привести к излому колеса, который в большинстве случаев происходит в дисках. Понятное дело, что это опасно и чревато сходом состава с рельсов, а потому вагон с такой неисправностью чаще всего отправляется в цех отцепочного ремонта. Туда вместе с Владимиром Викторовичем спешим и мы. По дороге он рассказывает:

— В здании цеха заканчивается ремонт, на который Гомельским отделением Белорусской железной дороги в прошлом году был выделен один миллиард рублей. За эти средства заменили окна, систему вентиляции, водоснабжения и водоотведения, сделали перепланировку и многое другое. В общем, создали для работников цеха — а это 12 человек — достойные условия для труда и отдыха.

Но на этом преображение нашего предприятия не остановится. В планах на текущий год — капитальный ремонт административно — бытового корпуса ПТО, который начнется ближе к лету. Меня, как любого руководителя, радует, что мои сотрудники будут трудиться в ещё более комфортных условиях. Мы и сами по возможности стараемся обустраивать принадлежащую пункту территорию: разбиваем цветники, оборудуем места для отдыха. Все это способствует психологической разгрузке, которая необходима любому человеку в перерывах между работой.

У неисправных грузовых вагонов за получением задания на день от бригадира Антона Юркевича мы застали слесарей Владимира Чопика, Вадима Еремича, Александра Станкевича.

— Это наши лучшие специалисты, — с ходу характеризует сотрудников цеха Владимир Купчик. — Никакой работы не боятся, а потому освоили дополнительные специальности: крановщика, кочегара. За смену в среднем ремонтируют 7-10 вагонов, основная проблема которых — неполадки с колесными парами.

Колесные пары (вес одной — около полутора тонн) с помощью электродомкратов и козлового крана — а им уже тринадцать лет уверенно управляет крановщик Виктор Комар — выкатываются из-под вагонов на накопительные пути, где производится инструментальный контроль, оттуда — в колесно-роликовый цех Гомельского депо. Когда возвращаются обратно в ПТО, за дело берутся слесаря, задача которых — в кратчайший срок установить их на место, ведь вагон должен продолжить свой путь по маршруту следования.

За цехом отцепочного ремонта закреплен слесарь-электрик Николай Гурин. «Закреплен здесь, а обслуживает все ПТО, потому что он — единственный электрик на предприятии, — отмечает Антон Юркевич. — Пенсионер уже, но мы его не отпускаем на заслуженный отдых, уж очень хороший и ответственный человек Сегодня такого днем с огнем не сыщешь».

Но вернемся к осмотрщикам-ремонтникам, ведь не зря ж было отмечено, что они не только встречают поезда, но и провожают их. Оказывается, перед выходом со станции каждый состав проходит обязательное опробование тормозов.

— Ни один вагон не отправится в путь с неисправной системой тормозов или с недостаточным давлением, потому что мы все понимаем — в таком случае недалеко до беды, а от качества нашей работы зависят сохранность грузов и жизни людей, — говорит Владимир Купчик. — Все исправно — дается разрешение на дальнейшее следование поезда с гарантией, что этот путь будет благополучным.

 

Татьяна Зубец

Калінкавіцкія навіны

24.03.2015

К списку новостей за 2015 год