Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Путейцы

20 января 2015

Думаю, каждый из нас, находясь на железной дороге, хотя бы раз видел людей в ярко-оранжевых жилетах со светоотражающими элементами, которые работают здесь в любую погоду. Они ремонтируют и чистят пути и всегда при себе имеют инструменты: молотки, ломы, лопаты и другие, о названии и предназначении которых несведущий в этом деле человек может только догадываться. Это путейцы. Задача работников дистанции пути — содержать железнодорожный путь в исправном состоянии, чтобы по стальной магистрали бесперебойно и без отклонений от графика могли следовать поезда.

 

Профессия путейца — одна из самых тяжелых на железной дороге. Ведь эти люди и в снег, и в мороз, и в дождь, и в летний зной несут вахту у железнодорожного полотна. Чтобы познакомиться с их работой поближе, мы отправляемся на станцию Калинковичи, где расположен второй околоток Калинковичской дистанции пути РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги». Сопровождать нас вызвался начальник участка Александр Дроник, который при встрече спросил:

— Вы знаете, что такое железнодорожный путь?

— Рельсы и шпалы, с уверенностью отвечаю я.

— И все? Впрочем, так думают все, кто по роду деятельности не связан с железной дорогой, отвечает Александр Анатольевич. — На самом деле путь — сложная, многосоставная инженерная конструкция, у которой есть верхнее и нижнее строение. К верхнему относятся рельсы и шпалы, скрепления, соединяющие рельсы между собой и прикрепляющие их к шпалам, а также балласт — упругая подушка из песка или щебня, на которой уложены шпалы. Нижнее строение — это земляное полотно — комплекс грунтовых инженерных сооружений, служащих основанием для верхнего строения пути, и искусственные сооружения, к которым относятся мосты, путепроводы, тоннели, водопропускные трубы и т. д. И если во всей этой конструкции что-то неправильно скрепить или уложить, то горя не оберешься. Опытный путеец знает в этом процессе каждый нюанс, каждую мелочь.

Второй околоток обслуживает 10,5 км главного пути, более 70 км. станционных и подездных путей, 109 автоматических и 16 ручных стрелочных переводов. За прошлый год работниками околотков — а это три бригады, в которых под руководством дорожного мастера Леонида Казмерчука трудится 37 человек, заменено 3 стрелочных перевода, 6 комплектов брусьев, 672 деревянные шпалы, 230 метров рельсов, обустроено железобетонными плитами 5 тупиковых упоров, оказана помощь в проведении капитальных ремонтов на околотках три, девять, четырнадцать. Но все это плановые работы, которые производятся чаще всего в летний период. Основная же задача околотка — обеспечение безопасного движения поездов, поэтому железнодорожный путь на обслуживаемом участке должен содержаться в надлежащем состоянии.

Незаметно за разговором подходим к одной из трех бригад второго околотка, работники которой заняты на переборке изолирующего стыка и очистке стрелочных переводов от снега. В последнем случае в дело идут метлы, лопаты, ранцевые воздуходувки. Пока несколько минут наблюдаем за работой бригады, Александр Анатольевич говорит:

— Заметил, что вы неправильно переходили железнодорожные пути. Наступали на рельсы и шпалы, чего категорически нельзя делать, ведь они скользкие. Да и на стрелочные переводы внимания не обращали, а это ж самый опасный участок дороги, который пешеходу нужно как можно дальше обходить.

Завидев гостей, к нам спешит бригадир пути Валентин Миронович, который на железнодорожном предприятии трудится с 2002 года.

— Непростые были дни, снежные, — рассказывает он. — В такой период мы обязательно дежурим в ночное время, ведь если снег заметет стрелки, то они могут не перевестись. Сегодня в ночную выходили монтеры пути Игорь Кутько и Юрий Новик, поэтому вы с ними не познакомитесь. Они смели снег со стрелок и путей, а мы делаем обширную очистку крестовин, рельсов, стыков, чтобы не допустить обледенения. Все работы согласованы с дежурным по станции, который в целях нашей же безопасности должен знать все о перемещении бригады. По-другому нельзя, ведь практически все стрелки переводятся автоматически, а наша задача — не нарушив графика движения поездов, выполнить свою работу.

— Получается, пока мы все с нетерпением ждем настоящей зимы со снегом и морозами, путейцы ее боятся, — констатирую я.

— Вы абсолютно правы. Если снег сыплет без остановки и день, и ночь, то за сутки одну стрелку порой приходится очищать до десяти раз. А за нашей бригадой закреплено 54 стрелочных перевода. Поэтому бесснежные зимы с нулевой температурой для нас — сказка, — улыбается Валентин. — Мы тогда занимаемся уборкой мусора, шлака и текущими неисправностями: болты, которые расслабились, подкручиваем или заменяем на новые, перебираем изолирующие стыки, ремонтируем крестовины, обтачиваем рельсы и т. д. Четыре раза в месяц с помощью путеизмерителя проверяем путь. Высота рельс и шпал, ширина между ними должны соответствовать определенным нормам, отклонение от которых следует устранять в спешном порядке. Ведь их последствия могут быть самыми неприятными: вплоть до схода состава.

И все-таки самый сложный сезон для путейцев — летний, на который традиционно планируется большое количество работ: замена рельсов, шпал, стрелочных переводов… В общем, капитальный ремонт стальной магистрали. Но ведь и текущие дела в этот период никто не отменял. Поэтому приходится трудиться в поте лица и опять уповать на погоду.

— В изнуряющую жару попробуй помахать ломом или кувалдой под палящим солнцем, которое способно раскалить рельсу до 40-50 градусов, — говорят опытные монтеры пути Руслан Казарян и Владимир Зуевич. Оба на предприятии работают больше пятнадцати лет. — И в этом случае главное — выносливость, физическая закалка.

Хотя оба и признаются: путейская работа сильно изменилась за последнее время. Путь благодаря укладке железобетонной решетки с рельсами Р65 на железобетонных шпалах стал крепче, надежнее, долговечнее, устойчивее к перепадам температур, поэтому следить за его содержанием проще. Да и немало современной специализированной техники пришло на помощь путейцам: те же ранцевые воздуходувки, станки для резки рельсов и сверления отверстий под болты, электростанции, домкраты, гидроразгонщики и многое другое.

— Все это облегчает наш непростой труд, делает его более производительным, — говорит монтер пути Алесандр Фонтаненков. — Ведь то, что мы еще лет десять назад ремонтировали за пять — шесть часов, сегодня можно отремонтировать за три — четыре. Следовательно, меньше меняются графики движения поездов, короче становятся «окна». Тенденция времени. Так что нынешняя молодежь скоро уже и не поверит, что когда-то основными помощниками путейцев были кувалда, лом, лопата и метла.

Рабочий день близится к концу. Александр Дроник предлагает пройти в здание, в котором работники бригады греются, переодеваются, обедают. Помещение из нескольких небольших комнат теплое и уютное.

— Ребята, лопаты, метлы, воздуходувки в подсобку не прячьте, чтобы дежурным Андрею Лещенко и Петру Богдану было легче их доставать, если ночью придется идти на расчистку, — распоряжается бригадир.

— Так ведь осадков не передавали. Наоборот, говорят, зима отступит, — отмечаю я.

— Это хорошо, но в нашей работе нужно быть готовым к любым неожиданным обстоятельствам, отвечает Валентин, — тогда они никогда не застанут нас врасплох.

Татьяна Зубец

Калінкавіцкія навіны

17.01.2015

К списку новостей за 2015 год