Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Дистанция его жизни

29 июля 2014

Лев Толстой утверждал, что заслуга человека в том, чтобы пройти по жизни прямо и честно. Несомненно, эти слова относятся и к Ивану Антоновичу Ковалевскому. Он – скромный труженик и честный человек, к которому с большим уважением относятся все окружающие, потому как сам уважает людей. Ветеран-железнодорожник, всю трудовую жизнь – более сорока лет – посвятил одному единственному предприятию – Калинковичской дистанции пути. Он с честью и достоинством выполнил свой трудовой долг, но не ушел на пенсию, а ведет общественную работу. Он образцово исполняет семейные и гражданские обязанности, ибо по другому просто не умеет.

 

Путешествие по реке времени мы начали с Иваном Ковалевским с самой чистой страницы – детства.

Родился Иван Антонович в 1951 году в деревне Голынка Клецкого района Минской области младшим среди четырех братьев. Родители Антон Павлович и Серафима Алексеевна всю жизнь занимались сельским трудом.

Сельская природа завораживала Ивана. Луга с ароматами разнотравья, чистейший воздух, живая родниковая вода, обилие ягод и грибов в лесу и рыбы в реке на всю жизнь остались ярким и приятным воспоминанием.

В 1968 году юноша закончил школу в родной деревне и поступил в Брестский техникум железнодорожного транспорта. Немало людей выбирали свой трудовой путь по примеру товарищей и знакомых. Вот и Иван не мог определиться, куда же пойти учиться после школы: многие профессии ему нравились. Но его лучший друг детства Александр посоветовал:

- Ты же знаешь, Ваня, что мой брат закончил техникум в Бресте. Так ему очень нравилось учиться: и условия проживания, и уровень знаний, которые приобрел. Он стал железнодорожником и очень гордится этим. Давай-ка и мы туда поступим.

Сельский мальчик Иван Ковалевский имел весьма расплывчатое представление о железной дороге, но решил попробовать свои силы.

Три года учебы пролетели, словно миг. И вот – молодой специалист получает диплом с хорошими оценками и специальностью «Строительство железных дорог. Путь и путевое хозяйство». По распределению он попал в Калинковичи в дистанцию пути. С этого момента и начался его трудовой путь. И все время шел в одном направлении.

- Любимой книгой в юности у меня была «Каласы пад сярпом тваім» Владимира Короткевича. Там описано дядькование – традиция отправлять дворянских детей на некоторое время пожить в крестьянской семье. Чтобы не росли баловнями, а знали цену труду. Подобное есть и на железной дороге. Многих выпускников техникумов и институтов для трудовой закалки отправляют поначалу на рабочие специальности. Выдержит, значит, наш человек, на «чыгунку» не даром пришел! Вот и я до армии работал простым монтером пути, - говорит мой собеседник.

Служба Ивана Ковалевского проходила во Львовской области в ракетных войсках стратегического назначения. Демобилизовался в звании старшего сержанта в 1973 году и вернулся на родное предприятие, на прежнюю свою должность. Немного поработал монтером пути, а затем – 6 лет инженером по охране труда. В 1979 году Иван Антонович стал инженером по труду и заработной плате, а в 1990-м – главным бухгалтером. На пенсию же вышел в 2013-м. В 2011-м году за свой труд был награжден знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі».

Конечно, за это время произошло немало важных событий, большая глава в летописи дистанции писалась у него на глазах и при его участии. Есть что вспомнить ветерану труда.

А вспоминается, прежде всего, первый из пяти руководителей предприятия, с которыми довелось поработать. Николай Павлович Солодкий отличался требовательностью и принципиальностью. Если давал какое-либо поручение, то оно обязательно должно быть выполнено. С уважением относился к чужому мнению, всегда выслушивал собеседника и лишь затем принимал нужное решение. Под руководством Николая Павловича герой этого материала трудился 32 года и уверенно утверждает: «Это были лучшие годы моей жизни». Особой страницей в трудовой биографии Ковалевского стал переход на должность главного бухгалтера. Не было у него экономического образования, потому все премудрости бухгалтерского дела приходилось осваивать опытным путем. Путем проб, трудностей и откровений. Благо, рядом был хороший наставник – Мария Григорьевна Гамульская. Она работала заместителем начальника дистанции пути и очень тактично подсказывала неопытному в ту пору бухгалтеру, как лучше выполнить работу. Словом, была Наставником с большой буквы, в полном смысле этого слова.

Яркие воспоминания остались у моего собеседника и о первых годах трудового стажа:

- В 70-е Калинковичская дистанция пути насчитывала 630 человек. Мы обслуживали направление от Нахова до Житкович и от Дудич до Толкачевска (Украина). Техника примитивная, механизации, считай, никакой – доля ручного труда составляла 80 с лишним процентов. С нынешним временем с его современной  путевой техникой никакого сравнения! В 70-е большинство дорожных рабочих были женщины. Им на своих хрупких плечах доводилось тягать шпалы и кувалды. Дождь ли, снег ли, а работу не оставишь, ее непременно нужно выполнить, поезда должны ходить по графику при любых обстоятельствах. Поэтому и трудились те женщины и в жару, и в пургу.

В те же семидесятые произошел и трагический случай на производстве. Из-за чьей-то халатности погиб монтер пути. Благо, я к этому инциденту не имею отношения, так как был на сессии. С 1975 по 1980 год заочно учился в Белорусском институте железнодорожного транспорта, где получил диплом со специальностью «Строительство и эксплуатация железнодорожного транспорта».

Должен признать, что за эти 40 лет большие изменения произошли не только в работе путейцев, но и в бухгалтерском труде. Многие думают, что дело бухгалтера – начислить рабочим зарплату, и все. Да, я начислял зарплату, но еще и за расходом материалов следил, и подсчитывал доходы, и убытки предприятия. Расчеты приходилось выполнять с помощью деревянных счетов и арифмометра. Потом появились первые электронные калькуляторы, которые включались в электросеть и были намного массивнее и объемнее своих нынешних «потомков».

В 2013 году Ковалевский становится председателем совета ветеранов дистанции пути, сменив на этом посту много лет возглавлявшую первичку Марию Гамульскую. Дел и забот у председателя совета хватает. Ни в коем случае нельзя забыть ни одного из 191 ветерана-путейца. Под контролем находятся вопросы оказания необходимой материальной помощи членам совета, условия их проживания, проведения экскурсионных поездок, культурно-массовых мероприятий. Довольно увлекательно прошла 10 июля 2014 г. экскурсия по местам боевой славы Мозырщины. В 2013 году были организованы экскурсии в городах Полоцк и Лоев. Участники посетили целый ряд памятных мест, соприкоснулись с древней и современной историей Беларуси. Впечатления от поездок до сих пор согревают их сердца.

Вообще ветераны-путейцы – народ активный. Деятельность первички многогранна, и сейчас, к примеру, совет был занят подготовкой к 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистких захватчиков, а теперь подготовкой к празднованию 70-летия Победы. В ее рамках активисты постоянно встречаются с молодежью, вспоминают далекие и героические времена, свое участие в войне и послевоенном восстановлении народного хозяйства. Вот только тех, кто на своих плечах вынес всю тяжесть Великой Отечественной войны, увы, становится все меньше. В живых остались лишь четверо путейцев, которые воевали с фашизмом непосредственно на фронте, и двое работников прифронтовых дорог.

Да, работу ветеранская первичка ведет значительную, и, разумеется, осилить ее одному лишь председателю было бы сложно. Наиболее активную помощь оказывают его верные соратники, члены совета Владимир Прокопенко и Василий Назаренко. Никогда не было отказа на просьбу организовать какое-нибудь полезное и интересное для ветеранов дело от председателя профсоюзного комитета Калинковичской дистанции пути Михаила Палазника. И, конечно, много совместных мероприятий первичка проводит с узловым советом ветеранов (рук. Петр Асмоловский). Минимум раз в месяц в узловом совете собираются председатели всех первичек, созданных на узловых предприятиях, и намечают ближайшие планы.

На мой достаточно провокационный вопрос: «А не хотелось ли бы Вам, Иван Антонович, все бросить и спокойно отдыхать, наслаждаться жизнью?» он ответил:

- Великий философ Иммануил Кант когда-то сказал: «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью». Я с этим полностью согласен. Не раз ловил себя на мысли, что не бываю никогда таким счастливым, как в те часы, когда плодотворно тружусь. Если не занимаюсь общественными делами, то работаю на даче. Она – мое хобби и приятное времяпрепровождение. Быть  семьянином – тоже труд! Каждый день необходимо подтверждать свои чувства в отношениях с близкими людьми. Мне очень повезло с женой, Марией Андреевной. Это замечательный человек. А познакомились когда-то на танцплощадке рядом с железнодорожным мостом, где сейчас находится заготовительный магазин. Ощущение – будто вчера это было, хотя прожили вместе уже 41 год. Вырастили прекрасных детей: дочь Марина – главный бухгалтер в локомотивном депо Калинковичи, сын Вячеслав работает в Мозыре. В одном из банковских учреждений. Подрастает внук Даниил, которому 14 лет. Может быть, тоже в будущем станет железнодорожником?

 

Сергей Сакович

Калінкавіцкія навіны

26.07.2014

К списку новостей за 2014 год