Старый вокзал в новом обличье
17 марта 2014
Путешествуя на поезде, мы фактически путешествуем по жизни! Каким бы даже самым коротким ни был путь, из окошка вагона перед нашими глазами проходит вереница картин — это неповторимая белорусская природа, пейзажи, города или поселки, маленькие деревеньки, церквушки... И, конечно же, станции, на одной из которых и вам необходимо сойти. В суете, в заботах, в спешке, а то и просто в обыденности постоянных переездов мы порой не задумываемся, не замечаем, что даже самая маленькая станция — это своеобразный слепок нашей жизни, какой-то интересный эпизод истории, это люди, связанные судьбой и профессией...
Знаете ли вы, что Витебское отделение Белорусской железной дороги – это около 60 больших и малых станций. И в объявленный Президентом страны Год гостеприимства мы предлагаем нашим читателям новый проект, который редакция газеты «Витьбичи» осуществляет совместно с руководством и специалистами Витебского отделения БЖД. С их помощью мы сможем побывать на некоторых станциях, где ежедневно несут свою службу люди в железнодорожной форме.
А начинаем мы свое путешествие со станции Городок, ведь помимо того, что она имеет давнюю историю, в 2014 году в соответствии с распоряжением Президента страны именно в этом райцентре во второй половине сентября пройдет очередной республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села «Дажынкі». В том числе, к приему многочисленных гостей готовятся и железнодорожники.
Станция Городок: расположёна на однопутном участке железной дороги Витебск — Езерище — граница Российской Федерации, на расстоянии 36 километров от Витебска и 45 — от станции Езерище.
На станции Городок и невооруженным глазом видно: здесь полным ходом идут работы по реконструкции вокзального комплекса, так что пока начальнику станции Нелли Королевой и ее небольшому коллективу (14 человек, включая дежурных, приемосдатчиков груза и багажа, билетных кассиров, станционного рабочего и уборщика помещений) приходится ютиться во временных помещениях, что совсем рядом с вокзалом. Багажное отделение пока отдано под зал ожидания, а товарная приемосдаточная, касса и кабинет Нелли Леонидовны расположились в небольшом деревянном домике, где топится печь, по-домашнему тепло и уютно. Наверное, вот так когда-то и начиналась станция Городок, когда еще не было современных зданий.
— Нелли Леонидовна, расскажите, а что вы знаете об этой станции, чем оригинальны постройки вашего вокзала?
— Прежде всего тем, что некоторые строения —1902 года, — делится Н.Королева. — Я слышала, что лес для строительства возили из Веречья пленные финны. Кое-где сохранились элементы старой постройки, сам сруб, бревна. Кстати, сейчас при реконструкции рабочие заменяют стропила, которые сохранились, наверное, еще с 1909 года. Тогда здесь была узкоколейка. И, что удивительно, во время Великой Отечественной войны, даже когда бомбили, здание не повредили, только частично кое-где. Обновленный вокзальный комплекс — уже послевоенный, где-то с 1953 года. К сожалению, о давней истории официальных свидетельств не сохранилось.
Нелли Леонидовна — не из потомственных железнодорожников, но выросла, что называется, на путях.
— Я сама из Бычихи, это недалеко, и там проходит железнодорожная ветка. И если в других деревнях центральным местом, где обычно любят собираться жители, бывает, например, клуб, почта или магазин, то у нас в Бычихе — железнодорожная станция. Это был пункт сбора молодежи, и свидания там всегда назначали. А когда заканчивала школу, подруга меня и сагитировала, мол, давай поедем учиться на железнодорожника. Было это в 70-х годах, самое интересное, что вдвоем поехали поступать в Брест, подруга провалилась на экзамене, а я поступила!
— Ну и какой на самом деле вы увидели профессию железнодорожника на практике, изнутри?
— Приняли меня на работу в 1977 году. Сначала стрелочницей, дежурной — в Бычихе, Прудках, а потом в Городке. А профессия, можно сказать, стала судьбой на всю жизнь, вот уже 37 лет на одном месте, из них 20 — начальник станции Городок. Профессия и сложная, и ответственная, но и интересная — всегда с людьми, всегда на людях.
До 1950-го года, до выхода на пенсию, эту должность занимал Иван Васильевич Михайлов, который станцию передал Григорию Алексеевичу Боярину. Оба, кстати, были награждены орденом Ленина, как и дорожный мастер Григорий Лаврентьевич Масюгин. Вот какие люди трудились здесь! Совсем непродолжительное время начальником станции был молодой выпускник Гомельского института Владимир Иванович Захаров, который вскоре вернулся преподавать в институт. С 1964 года его сменил Алексей Федорович Мартынецкий.
В это время маневровые работы на станции Городок производились мотовозом, прицепка вагонов после выполнения грузовых операций осуществлялась к сборному поезду, который обслуживал участок Витебск — Езерище. С 1979 года маневровые работы на станции выполнял уже тепловоз ЧМЭЗ. Именно А.Мартынецкий и принимал на работу молоденького специалиста Нелли Королеву, которая в 1994 году стала пятым послевоенным начальником станции Городок.
В период с 1980 по 1998 годы объемы грузовой работы составляли в среднем в сутки 20—30 вагонов погрузки и 35—40 вагонов выгрузки.
Сегодня по своему характеру работ это промежуточная станция, которая относится к IV классу и предназначена для сводного пропуска, скрещения и обгона поездов международных, межрегиональных линий, грузовых, приема — отправления поездов региональных линий эконом-класса, участковых, вывозных поездов, с которыми производится работа по отцепке (прицепке) местных вагонов.
На станции Городок делают остановку три пары поездов региональных линий эконом-класса, или, как обычно говорят, пригородных поездов сообщением Витебск — Езерище, Езерище — Витебск, а также десять поездов международной линии в направлении Санкт-Петербурга — из Гродно, Одессы, Бреста, Днепропетровска. Всего за сутки по станции проходит более 30 поездов, а за прошлый год было обслужено более 60 тысяч пассажиров.
Каким же увидят обновленный вокзал гости нынешних «Дажынак» и какие средства будут вложены?
— Реконструкция станции Городок, кстати, оставалась в плане независимо от проведения республиканского фестиваля-ярмарки, — сказала Н.Королева, — ведь это — одна из старейших железнодорожных станций Витебского отделения, и по ней, как вы убедились, проходит достаточно много и пассажирских, и грузовых составов. Занимается реконструкцией генподрядчик строительно-монтажный поезд № 169, который возглавляет Василий Сизов. Меняется вся внутренняя планировка зданий, идет обновление фасадов и технических средств. Котельная, где до этого работали 4 оператора, будет переведена на природный газ, снизятся затраты, да и газ — экологически чистое топливо, естественно, установка автоматики изменит условия труда. На реконструкцию станционных зданий, ремонт ведомственного жилья и благоустройство территории станции будет израсходовано порядка 30 миллиардов рублей.
Причем все деньги — это собственные средства из бюджета железной дороги, по инвестиционной программе Витебского отделения. На обновленной станции Городок установят современные терминалы покупки пригородных билетов и билетов системы «Экспресс», системы видеонаблюдения, светодиодные табло для отображения расписания движения поездов, информационные указатели, запланированы монтаж и модернизация светодиодной подсветки мостов на 565-м и 529-м километрах перегона Витебск — Чепино и многое другое. А вокзал заиграет новыми красками, вернее, декоративными подсветками. К концу июля — началу августа планируется завершить работы, в истории станции Городок будет перевернута новая, интересная страница.
Наталья Дроздова
Витьбичи
11.03.2014
К списку новостей за 2014 год