Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

На карте Минска

28 июня 2012

Строительство Московско-Брестской и Либаво-Роменской железных дорог решительным образом изменило течение жизни губернского Минска. Резко выросло количество населения, активизировалась экономическая жизнь города. Не обошли стороной изменения и карту Минска.

Вокзал Московско-Брестской железной дороги решили возвести в предместье Добрые Мысли, в 200 метрах от Койдановского тракта – важнейшей загородной дороги, которая связывала Минск с Койданово, Слонимом, Брестом и Варшавой. Из центральной части Минска добраться до вокзала можно было двумя путями: по главной улице города - Захарьевской (ныне – проспект Независимости и ул. Советская) и Койданово-Романовской улице (ул. Мясникова), которые соединя­лись, превращаясь в Койдановский тракт (ул. Московская). В 1880-е годы вдоль тракта появилась городская застройка, и, что вполне логично, название улицы по­менялось на Московскую – в честь одного из двух главных городов Российской импе­рии, куда можно было попасть из Минска, воспользовавшись вокзалом Московско-Брестской железной дороги. Койданово-Романовская улица в те годы стихийно поменяла название на Ново-Московскую, поскольку соединяла Московскую улицу с торгово-ремесленным «чревом» города – Нижним рынком.

После принятия решения о месте стро­ительства вокзала Либаво-Роменской железной дороги в километре от юго-западной окраины Минска перед городскими властями встала новая проблема: между городом и запроектированным вокзалом оказалось еврейское кладбище, основан­ное за 30 лет до описываемых событий. Конечно, город был заинтересован «осво­бодить» территорию, стоимость которой после строительства железной дороги резко выросла. Компромисс с еврейской общиной был найден: ей предложили тер­риторию под новое кладбище на западной окраине города. Старое же было закрыто для новых захоронений. Родственни­ки усопших могли перенести могилы на новое, но при этом город обязался не за­страивать территорию бывшего кладбища. Застроена она была только в 1920-1930-е годы – здесь выросли корпуса универси­тетского городка.

Главным связующим звеном между городом и Виленским вокзалом в 1873 году стало Ландварово-Роменское шоссе (ул. Ленинградская). Но уже спустя не­сколько лет эту трассу назвали улицей Санкт-Петербургской – в честь столицы Российской империи. Ведь именно от зда­ния Виленского вокзала начинался же­лезнодорожный путь в столицу. Название этой улицы менялось вместе с изменением политической конъюнктуры. Так, после начала Первой мировой войны сразу за переименованием Санкт-Петербурга в Петроград она стала Петроградской, а в 1924 году, когда после смерти Ленина город назвали Ленинградом, – Ленинградской.

В конце XIX столетия многие новые ули­цы Минска получали названия, во многом продиктованные существованием по сосед­ству железной дороги. Так, улицу, прохо­дящую вдоль Виленского вокзала, назвали Бобруйской, поскольку этот город нахо­дился в зоне влияния Либаво-Роменской дороги. За вокзалом появилась Вокзальная улица. Проводная (не сохранилась, на ее месте – электродепо первой линии метро) прошла вдоль проводной (соединяющей) линии между Московско-Брестской и Либаво-Роменской железными дорогами. Одна из новых улиц предместья Сеножаны была названа в честь конечного пункта Либаво-Роменской дороги города Либавы (сейчас г. Лиепая Латвийской Республики) Либавской (сегодня – Авакяна). В Архиерейской Слободе вдоль полотна Московско-Брестской железной дороги пролегла трас­са улицы Смоленской.

Рабочие и служащие Московско-Брест­ской железной дороги активно заселяли предместье Грушевка. Там появились ули­цы Кондукторская (Железнодорожная) и Пакгаузная (Хмелевского). Свое название они получили из железнодорожного лекси­кона. Для решения жилищной проблемы рабочих-железнодорожников Либаво-Роменской железной дороги была выделена земля к югу от предместья Серебрянка. Непосредственное участие в этом прини­мал инженер Козырев. Именно поэтому новые кварталы города минчане назвали Козырево. Там появились станция Козыре­во (современная станция Минск-Южный), улицы Либаво-Роменская, Большая Мор­ская (Великоморская, наверняка имели в виду Балтийское море, на берегу которого находится Либава), Роменская (названа по конечному пункту дороги, ныне – укра­инский город Ромны).

В 1920-1930-е годы «железнодорож­ный» список пополнился улицей и переул­ком Путейскими и Машинистов. Кондук­торскую улицу в 1922 году переименовали в Железнодорожную. Рядом появилось 10 одноименных переулков, из которых сохранилось восемь. В Козырево появи­лись улицы Авроровская (чтобы увидеть «Аврору», надо было ехать в Ленинград по железной дороге) и Балтийская. Один из безымянных переулков у железной дороги получил название Сцепного. Это объясняется легко – сцепка вагонов яв­ляется обязательным процессом на лю­бой железнодорожной станции. Правда, с течением времени позабылось происхож­дение названия, кто-то допустил ошибку в написании, и сегодня на домах этого переулка можно увидеть таблички «завулак Сцяпны».

В послевоенный период список улиц не­много сократился – их названия не счи­тали ценными, иногда переименовывая в честь участников Великой Отечественной войны. Так, в 1964 году Пакгаузную пере­именовали в улицу Хмелевского, в 1976-м Либавскую – в Авакяна. Правда, одна из новых улиц Минска в конце 1940-х была названа в честь Константина Заслонова, рабочего-железнодорожника, участника подпольного и партизанского движения. А в 1988 году Омский проезд переименовали в улицу Петра Румянцева – техника-статиста железной дороги, кото­рый предоставил свою квартиру для про­ведения 1 марта 1898-го в Минске под­польного съезда РСДРП.

В новейший период нашей истории также произошел ряд переименований улиц, которые касаются железнодорож­ной тематики. В 1997 году проезд Товар­ной станции был переименован в улицу Брест-Литовскую – явно для приближения к истории создания Московско-Брестской железной дороги, которая связала Москву и Брест-Литовск. В 1998-м Магистраль­ную улицу, которая тянется вдоль полотна железной дороги, переименовали в честь начальника Белорусской железной дороги Евгения Володько. А одна из новых улиц в микрорайоне Лошица получила имя бе­лорусского поэта Янки Лучины (Ивана Неслуховского), служащего Либаво-Роменской железной дороги.

 

Иван Сацукевич

Транспортный вестник
28.06.2012

К списку новостей за 2012 год