Белорусская железная дорога прогнозирует сохранение тенденции роста объема грузоперевозок в рамках Таможенного союза.
21 января 2011
В прошлом году по Белорусской железной дороге на экспорт в Российскую Федерацию и Казахстан было перевезено более 4,2 млн. т грузов, что превысило уровень 2009 года на 27%. В частности, вывоз строительных грузов в эти страны увеличился на 60% до 1,59 млн. т, черных металлов — на 61% до 403 тыс. т, сахара — на 17% до 254 тыс. т, лесных грузов — на 12% до 168 тыс. т.
Белорусская железная дорога в рамках Таможенного союза является важнейшим связующим звеном в обеспечении торгово-экономических связей Калининградской области с регионами России и Казахстана. Созданные железнодорожными администрациями Беларуси, России и Казахстана условия позволили нарастить в 2010 году транзитный грузопоток на калининградском направлении. Объемы транзита по белорусской магистрали в сообщении с Калининградской областью, включая порты, достигли почти 13 млн. т или 127% к уровню 2009 года. Например, объем транзита нефтепродуктов увеличился на 10% к уровню 2009-го до 6,5 млн. т, каменного угля — на 39% до 2,2 млн. т. Перевозки продукции ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» возросли в 2,1 раза до 1,3 млн. т, продукции производства ЗАО «Содружество-СОЯ» на 36% до 0,8 млн. т.
В минувшем году в рамках Таможенного союза успешно развивались и контейнерные перевозки. В сообщении с Россией и Казахстаном по белорусской магистрали контейнерными поездами было перевезено более 154 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) или 191% к уровню 2009 года. Кроме того, в 2010 году стартовало два новых контейнерных поезда. В марте — по перевозке автокомплектующих концерна «Пежо–Ситроен» на сборочный автозавод в Калужской области по маршруту Везуль (Франция)-Брест(Беларусь)- Воротынск (Россия); а в июне начал курсировать контейнерный поезд «Москвич» — по маршруту Дуйсбург (Германия)–Малашевиче (Польша)– Брест–Москва (Кунцево-2). Необходимо отметить и тот факт, что в декабре прошлого года со станции Брест отправился тысячный контейнерный поезд «Фольксваген-РУС» с автокомплектующими для автомобилей производства концерна Фольксваген на сборочный автозавод в Калуге.
Всего в настоящее время при участии стран Таможенного союза организованы перевозки грузов по белорусской магистрали шестью контейнерными поездами. Кроме названных трех проектов по БЖД курсируют:
- «Восточный ветер» (по маршруту Берлин–Брест–Москва);
-"Казахстанский вектор» (Брест–Россия–Казахстан–страны Средней Азии);
- «Монгольский вектор» (Брест–Россия–Монголия–Китай).
Необходимо отметить, что на сегодняшний день создание Таможенного союза и введение единых подходов к таможенному оформлению и контролю, позволило усовершенствовать данные процедуры при транзите грузов, в том числе, железнодорожным транспортом. Со вступлением в силу 6 июля 2010 года Таможенного кодекса ТС отменена необходимость осуществления таможенного оформления товаров, при их перевозке в сообщении между Беларусью, Россией и Казахстаном. Кроме того, если ранее на белорусско-российской границе российская сторона осуществляла таможенное оформление и контроль в отношении товаров из третьих стран по более, чем 11 тыс. позициям, то с 6 июля контролируются лишь несколько десятков позиций товаров, по которым предусмотрены изъятия из режима функционирования единой таможенной территории ТС. Данные меры позволили значительно сократить количество оформляемых грузовладельцем сопроводительных документов, а также ускорить оформление товаров и транспортных средств, как на станциях отправления при приеме грузов к перевозке, так и при их передаче через межгосударственные пограничные переходы.
Белорусская магистраль вносит свой вклад в формирование оптимальных условий для развития грузоперевозок в сообщении со странами-участницами ТС. Представители дороги принимают участие в работе над нормативно-правовой базой Таможенного союза и Единого экономического пространства. На сегодняшний день на белорусских железнодорожных пограничных переходах создана необходимая инфраструктура, имеется штат квалифицированных работников для своевременного и качественного выполнения необходимых таможенных процедур.
Ожидается, что тенденция роста грузоперевозок по белорусской магистрали в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана продолжится и в дальнейшем. Это будет обеспечено за счет развития экономик стран-участниц ТС, началом функционирования Единого экономического пространства (ЕЭП) Беларуси, России и Казахстана и создания еще более благоприятных условий для перевозки грузов.
Информация подготовлена пресс-центром БЖД
К списку новостей за 2011 год