Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Служба стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством

Начальник службы - главный метролог железной дороги Фролов Владимир Анатольевич
Заместитель начальника службы Купраш Михаил Станиславович

Контактная информация:

Приемная, тел. (+375 17) 225 28 90, факс 225 19 21
E-mail: nsms_usjko@upr.mnsk.rw.by

Служба стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством является самостоятельным структурным подразделением Управления Белорусской железной дороги и находится в непосредственном подчинении главного инженера Белорусской железной дороги.

В состав cлужбы входят:

отдел технического нормирования и стандартизации (+375 17) 225 16 27, 225 28 92, 225 23 90, 225 53 87, 225 28 90
отдел метрологии и управления качеством (+375 17) 225 30 24, 225 26 74, 225 26 78, 225 28 91
Основные направления деятельности:
  • проведение единой политики в области технического нормирования, стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством на Белорусской железной дороге;
  • анализ, планирование и организация работ по техническому нормированию, стандартизации, метрологии, сертификации и управлению качеством на Белорусской железной дороге;
  • контроль за выполнением правил технического нормирования и стандартизации, метрологических правил и норм, изготовлением, приобретением и реализацией продукции (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия  в Республике Беларусь и на Белорусской железной дороге;
  • развитие и совершенствование систем организации работ по техническому нормированию, стандартизации, метрологии, сертификации и управлению качеством на Белорусской железной дороге.
Сертификация систем управления на Белорусской железной дороге

В соответствии с ежегодными планами, утверждаемыми руководством Белорусской железной дороги,  проводится работа по внедрению и сертификации систем менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям международных стандартов серии ИСО 9000.

На Белорусской железной дороге сертификация СМК рассматривается как один из механизмов по обеспечению безопасности перевозочного процесса, повышению качества производимой  продукции и оказываемых услуг.

ПЕРЕЧЕНЬ организаций Белорусской железной дороги, сертифицировавших СМК.

Подтверждение соответствия продукции

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», подтверждение соответствия носит обязательный или добровольный характер.

Обязательному подтверждению соответствия подлежит продукция:

  • в отношении которой установлены требования технических регламентов Республики Беларусь или Таможенного союза (Евразийского экономического союза),
  • которая включена в Перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах обязательной сертификации и декларирования соответствия.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется только в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (НСПС) в отношении продукции, для которой не установлены требования по обязательному подтверждению соответствия, в форме добровольной сертификации.

Подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза) осуществляется органами по сертификации и испытательными лабораториями, внесенными в Единый Реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза.

Выдачу технических заключений по вопросам отнесения продукции к объектам оценки соответствия, для которых установлены обязательные требования по подтверждению соответствия и определение формы подтверждения соответствия осуществляют органы по сертификации продукции, включенные в Единый Реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза, имеющие соответствующую область аккредитации.

Официальное толкование требований технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза) имеет право давать только Департамент по техническому регулированию и аккредитации Евразийской экономической комиссии.

Информация для производителей продукции железнодорожного назначения

Техническое регулирование на железнодорожном транспорте обеспечивается по средствам принятия и соблюдения технических регламентов Таможенного союза, которые устанавливают обязательные требования безопасности железнодорожной продукции, правила их подтверждения соответствия, при выполнении которых обеспечивается доступ продукции на рынок Союза и, в частности, на Белорусскую железную дорогу.

Технические регламенты Таможенного союза на продукцию железнодорожного назначения утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 №710.

Перечни продукции, отнесенной к объектам технического регулирования технических регламентов Таможенного союза в области железнодорожного транспорта и подлежащей обязательному подтверждению соответствия в формах сертификации или декларирования, приведены в приложениях к техническим регламентам Таможенного союза.

Порядок проведения работ по оценке соответствия, формы и схемы подтверждения соответствия изложены в технических регламентах Таможенного союза.

Объектами технического регулирования технических регламентов Таможенного союза в области железнодорожного транспорта являются:

  • железнодорожный подвижной состав и его составные части;
  • составные части подсистем и элементы составных частей подсистем железнодорожной инфраструктуры.

Сертификацию железнодорожной продукции, регистрацию деклараций о соответствии, проведение испытаний для целей оценки соответствия осуществляют организации, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Техническое регулирование представляет двухуровневую систему, верхним уровнем являются технические регламенты Таможенного союза, которые содержат только основные конструкционные и функциональные требования безопасности.

Вторым уровнем являются межгосударственные стандарты с конкретными техническими требованиями и методами контроля и испытаний, которые являются доказательной базой и применяются при подтверждении (оценке) соответствия продукции.

В случае применения при оценке соответствия продукции положений стандартов из Перечня поддерживающих стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, оценка соответствия осуществляться с учетом этих стандартов.

При этом, неприменение стандартов из Перечня поддерживающих не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов Таможенного союза. В этом случае заявитель при подтверждении соответствия продукции вместе с заявкой дополнительно представляет доказательства соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Железнодорожный транспорт это отрасль, обладающая сложной технологической структурой, от качества и надежности функциональных связей в которой зависит безопасность перевозочного процесса. Поэтому вопросы заказа, разработки, постановки на производство, проведения испытаний железнодорожной продукции должны быть четко определены, стандартизованы и установлены в нормативных документах.

С этой целью в Республике Беларусь введены в действие:

  • ГОСТ 15.902-2014 «Система разработки и постановки на производство продукции. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство»;
  • ГОСТ 33477-2015 «Система разработки и постановки на производство продукции. Технические средства железнодорожной инфраструктуры. Порядок разработки, постановки на производство и допуска к применению».

В развитие ГОСТ 15.902-2014 на Белорусской железной дороге утвержден и введен в действие стандарт организации СТП БЧ 50.383-2018 «Железнодорожный подвижной состав. Порядок организации работ по разработке, постановке на производство, допуску на инфраструктуру и вводу в эксплуатацию» с целью установления основных требований, предъявляемых к организации работ по разработке и постановке на производство, допуску на инфраструктуру и вводу в эксплуатацию железнодорожного подвижного составах отечественных заводов-изготовителей (производителей), а также к продукции, произведенной в других государствах.

Данные стандарты устанавливают порядок разработки и постановки на производство железнодорожного подвижного состава и его составных частей, а также технических средств инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Особенностью производства продукции железнодорожного назначения являются процедуры её клеймения и приемки (инспекторского контроля).

Для определенной группы продукции согласно Положению, утвержденному Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества производителю необходимо пройти процедуру присвоения условного номера клеймения.

После его получения предприятие вносится в Справочник «Условные коды предприятий» СЖА 1001 12. Свидетельство о присвоении Условного номера клеймения выдает железнодорожная администрация, на территории которой находится производитель после проведения соответствующей процедуры.

Порядок нанесения Условного номера клеймения на продукцию определяется техническими условиями завода-изготовителя.

Также, на Белорусской железной дороге утвержден Перечень продукции, подлежащей инспекторскому контролю. Целью проведения инспекторского контроля продукции является подтверждение пригодности продукции к поставкам и (или) использованию по назначению на инфраструктуре железнодорожного транспорта.

Процедура проведения инспекторского контроля продукции представляет собой последовательные и согласованные с предприятием-изготовителем действия инспекторов дорожных, сформированные на основе требований технических нормативных правовых актов или ремонтных документов и обеспечивающие объективность принятия решения о пригодности продукции к использованию по назначению.

Инспекторский контроль продукции проводится на заводе-изготовителе.

Международное сотрудничество

В целях проведения согласованной политики по сертификации железнодорожной продукции Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества утверждена Концепция проведения согласованной политики по оценке соответствия железнодорожной продукции, для реализации которой создана экспертная группа по вопросам оценки соответствия железнодорожной продукции и услуг из уполномоченных представителей железнодорожных администраций Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, России и Украины.

Перечень железнодорожной продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержден на 63-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.

Деятельность экспертной группы регламентирована Положением об экспертной группе.

Основными задачами экспертной группы являются:

  • рассмотрение представленных документов и материалов для внесения (исключения) в Реестр признанных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества организаций, аккредитованных на право проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия железнодорожной продукции (далее – Реестр) организаций на основании заявки железнодорожной администрации и подготовка соответствующих предложений на заседание Совета в соответствии с Порядком внесения органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий) в Реестр;
  • рассмотрение документов на продление срока действия (приостановление, возобновление) Свидетельства о признании организации на основании заявки железнодорожной администрации и принятие решения;
  • подготовка предложений по актуализации Перечня объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, на основании предложений железнодорожных администраций;
  • участие в проверках организаций, внесенных в Реестр.
  • рассмотрение апелляций, поданных железнодорожными администрациями, по вопросам, связанным с отказом внесения организации в Реестр, с отказом продления срока действия Свидетельства и с приостановлением действия Свидетельства или исключением из Реестра».