Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Научно-техническая библиотека

Техническим библиотекам Белорусской железной дороги – 140 лет!

История технических библиотек на Белорусской магистрали неразрывно связана со становлением и развитием железнодорожного транспорта. Во второй половине XIX века от специалистов инженерно-технических профессий требовалось помимо общей образованности иметь высочайший уровень знаний и компетентности и непрерывно поддерживать их в актуальном состоянии. Потому вскоре после открытия первых железнодорожных линий возникла необходимость создания библиотек для железнодорожников.

istorija_byblioteki_1.jpg

Первой была открыта библиотека в Минске, при Управлении Либаво-Роменской железной дороги, осенью 1882 года. В архивах сохранился проект положения о библиотеке.

В 1891-м – крупная библиотека при Управлении Полесских железных дорог в Вильно. В 1909 году ее фонды насчитывали уже около 9 тыс. томов, в том числе 1100 книг составляли отдельную Техническую библиотеку, где ежегодно выписывалось 15 периодических изданий. Действовала библиотека и на Московско-Брестской дороге при Управлении в Москве. Ею пользовались преимущественно служащие Управления дороги, а некоторым работникам специальную литературу высылали по особым требовательным листам и вручали через начальников станций.

istorija_byblioteki_2.jpgБольшую роль в создании сети библиотек сыграло создание в 1906 году на Московско-Брестской железной дороге Комитета для заведования образовательными учреждениями. Появились библиотеки на станциях Орша и Погодино (сейчас это станция Береза-Картузская), а в оршанской библиотеке даже обустроили читальный зал. Кроме того, были организованы особые подвижные библиотечки, которые доставляли издания на станции дороги.

Все подобные учреждения, открытые на железной дороге до 1917 года, положили начало созданию разветвлённой сети ведомственных библиотек, которая сформировалась уже в послереволюционное время. Централизованная сеть технических библиотек комиссариата путей сообщения стала оформляться в 1921-м, после того, как НКПС 28 апреля издал Приказ № 3114 «Об организации библиотечного дела на путях сообщения». В приказе нашли отражение прогрессивные тенденции, не потерявшие своего значения и теперь: организация филиалов, привлечение к библиотечной работе инженерно-технические службы, специализация фондов.

istorija_byblioteki_3_1.jpg

А в 1925 году в соответствии с приказом НКПС Приказом Уполномоченного наркома путей сообщения и начальника Западных дорог на станции Гомель была организована одна из первых технических библиотек – Центральная Техническо-экономическая библиотека при административном отделе Правления дорог. В 1936 году она была преобразована в Дорожную научно-техническую библиотеку Белорусской железной дороги. 

В 1925–1930 годах технические библиотеки появились на всех крупных железнодорожных узлах. Тогда же началось формирование сети линейных технических библиотек. Из числа довоенных следует отметить линейную техническую библиотеку станции Могилев, созданную в 1930-м. Уже в те годы здесь использовали такую форму обслуживания читателей как «кольцевая почта»: имелось два чемодана для пересылки литературы, подбирались книги и журналы, составлялся список станций и график пересылки литературы. На каждой станции передвижная библиотека находилась месяц, потом переправлялась на другую станцию.

istorija_byblioteki_4.jpgК 1940 году на Западной, Белорусской, Белостокской и Брест-Литовской дорогах насчитывалось 29 библиотек, общий фонд которых составлял более 200 тыс. экземпляров. 

Во время Великой Отечественной войны книги были частично вывезены в тыл, но многие спасти не удалось. 

После освобождения Беларуси вместе с другими железнодорожными предприятиями вторую жизнь получили и библиотеки. Приказом Начальника Белорусской дороги № 259 от 8 июня 1944-го вновь открыли дорожную научно-техническую библиотеку и линейные технические библиотеки на станциях Гомель, Калинковичи и Кричев. Полностью завершилось восстановление библиотек и их фондов только в начале 50-х годов.

istorija_byblioteki_5.jpg

В мае 1953 года после воссоединения Белорусской и Минской дорог в Белорусскую с Управлением в Минске, одним целым стали и дорожные технические библиотеки. Дорожная научно-техническая библиотека Управления Белорусской железной дороги получила статус методического центра технических библиотек магистрали.  

В 1970-е эта сеть вышла на новый уровень. Работники филиалов дорожной научно-технической библиотеки выезжали на линейные станции, привозили производственную и учебную литературу в помощь тем, кто учился без отрыва от производства. Оказались популярны пункты выдачи литературы, коллективные абонементы. 

istorija_byblioteki_6.jpg

В 1980-м научно-техническую библиотеку Белорусской железной дороги признали лучшей на сети МПС СССР. В Беларусь приезжали за опытом специалисты со всего Советского Союза, проводились семинары. 

На основании постановления от 25.10.1991 № 30/24 Дорожная научно-техническая библиотека и ее филиалы вошли в состав Дорожного центра научно-технической информации, библиотечного обслуживания и пропаганды.

С января 1998 года реорганизована централизованная система и Дорожная научно-техническая библиотека вошла в структуру Управления дороги и переименована в Научно-техническую библиотеку Управления дороги.

istorija_byblioteki_7.jpgВ 2010 году Научно-техническая библиотека Управления дороги вошла в состав Центра научно-технической информации Белорусской железной дороги.

Сегодня на Белорусской железной дороге функционирует 6 технических библиотек и 8 пунктов библиотечного обслуживания, и Научно-техническая библиотека Центра научно-технической информации. Общий библиотечный фонд состоит из более чем 407 тысяч изданий.

Усилиями нескольких поколений библиотекарей собран уникальный депозитарный фонд раритетных и редких книг. Его общий объем составляет более 4000 экземпляров, а самой старинной книге в этом году исполняется 163 года. Накопление и хранение изданий и документов по истории дороги и отрасли в целом – это задача, которую успешно решает библиотека и сейчас.istorija_byblioteki_8.jpg

На данный момент в библиотеке внедрена корпоративная автоматизированная библиотечная система, всеми техническими библиотеками формируется сводный электронный каталог, который включает в себя более 95 тысяч библиографических записей.

Ежегодно библиотека для пополнения справочно-информационных фондов дороги приобретает более 200 экземпляров книг и около 350 наименований газет, журналов и других видов изданий. Создает электронную библиотеку документов, формирует полнотекстовые базы данных научно-технической информации.

Обслуживание специалистов Белорусской железной дороги обеспечивается различными формами и методами – в читальном зале, посредством межбиблиотечного абонемента, электронной доставки документов и другими.

istorija_byblioteki_9.jpgС развитием электронных технологий библиотеки трансформируются в удобные и перспективные формы обслуживания, но на первом месте по-прежнему остается работа со специализированной литературой по тематике железнодорожного транспорта и смежных отраслей. 

Сегодня научно-техническая библиотека принимает участие в формировании информационных ресурсов международного распространения научно-технической и экономической информации Организации сотрудничества железных дорог.

Являясь одной из старейших в стране, научно-техническая библиотека Белорусской железной дороги является центром распространения знаний научно-технической информации для производственных задач.

На протяжении 140 лет система обслуживания железнодорожников менялась и совершенствовалась, но сохранилось главное – богатейшие фонды и профессиональные кадры. А основными принципами библиотечного и справочно-информационного обслуживания на Белорусской железной дороге по-прежнему остаются оперативность, полнота и достоверность.

Редкая книга
Презентация "Редкая книга"