Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Первому в СССР фирменному международному поезду «Минск — Москва» исполняется 60

04 апреля 2022

По путям дружбы

Поздний вечер 2 апреля 1962 года. На московском вокзале шумно: пассажиры торопятся занять свои места. В свой первый рейс отправляется в Минск фирменный поезд — единственный такого уровня в международном сообщении на просторах Советского Союза. И, как окажется позже, легендарный. Ведь именно «двойке-единичке» предстоит обрести славу самого комфортного и надежного железнодорожного состава, связывающего две союзные столицы. Вот уже 60 лет он не изменяет своим традициям.

photo_2022-04-01_16-51-27 (3).jpg

Места здесь царские

В послевоенное время, хоть железнодорожное сообщение и было сильно разрушено, доехать от Москвы до Минска все‑таки было можно. Правда, путь без малого составлял 28,5 часа! В 1949‑м график ускорили до 22,5, а концу 1950‑х — до 20. Уже в 1957 году стало возможным потратить на дорогу всего чуть более половины суток, но с одним минусом. Поезд ходил нерегулярно и по особому назначению. Это вызывало недовольство у пассажиров, и понятно почему: белорусы и россияне всегда были тесно связаны друг с другом.

photo_2022-04-01_16-53-02.jpg

Отсутствие хорошего транспортного сообщения между соседними столицами и обусловило необходимость пустить именно в сообщении Минск — Москва первый фирменный экспресс, получивший чуть позже официальное название «Белоруссия». Причем такого знака внимания ­БССР удостоилась первой среди союзных республик. Позже поезда с маркой качества появились и в других странах.

 

— В прошлом наличие фирменных поездов означало у железнодорожной администрации доверие со стороны пассажиров. А поезд № 2/1 смело можно назвать историческим, — говорит заместитель начальника пассажирской службы БЖД Константин Бояр. — За 60 лет он стал визитной карточкой БЖД. Это флагман, связывающий две дружеские страны. Дата запуска поезда — 2 апреля — была выбрана случайно. И очень символично, что она совпала в будущем с Днем единения народов Беларуси и России.

photo_2022-04-01_16-51-27.jpg

Этот поезд был в те времена настоящим ноу‑хау. Он первым начал ходить по регулярному графику. Значительно сократилось время в пути: расстояние 750 километров он преодолевает за десять часов. В XXI веке можно было и быстрее, но в БЖД настаивают: все сделано для комфортного преодоления пути — своеобразная «гостиница на колесах».

И это не все преимущества. Например, в составе «Белоруссии» всегда были исключительно цельнометаллические купейные и спальные вагоны. Сначала производства ГДР, сегодня это уже российская сборка. Вагоны СВ начали появляться на рубеже 1980‑х, а к 2000 году их было уже половина состава. Здесь в основном ездили партийные деятели или звезды эстрады, кино и театра, спортсмены. В числе пассажиров бывали и высшие руководители республики. При этом поездка в комфортном спальном вагоне стоила вполне приемлемо — 18 рублей, что было даже дешево для «царских», как их называли в народе, мест — с ковровыми дорожками и бархатными шторами. Билет в купе стоил 14 рублей.photo_2022-04-01_16-51-27 (2).jpg

Лицо железной дороги

Сегодня места в СВ все так же популярны: с билетом пассажир получает уютное спальное место с телевизором, комфортный завтрак и ужин. Кстати, кухня — одна из фишек легендарного поезда. Только утреннего приема пищи в меню четыре варианта, и вегетарианский завтрак тоже есть. А если говорить об ужине, то и вовсе глаза разбегаются от предложенного выбора.

Отдельная тема — персонал. Высокие стандарты внешности, интеллекта и психологической подготовки оценивают, оказывается, не только у стюардесс. Начальник пассажирского поезда «Беларусь» Владимир Бурнос уточняет, что, чтобы работать на «борту», нужно иметь минимум шестой разряд и быть аттестованным на право обслуживания фирменных поездов:

— Сейчас у меня в подчинении 15 проводников, за каждого могу поручиться. Опытные люди — видно сразу. Я сам в БЖД с июня 1989‑го. На «двойке‑единице» езжу уже 20 лет. С 2000‑х ради комфорта пассажиров поменялось многое: теперь есть современные системы кондиционирования, освещения, обогрева, аудио‑ и видеоаппаратура, электронное табло, холодильники, микроволновки и Wi‑Fi. Но одно остается неизменным: обслуживание на высшем уровне. Это наша фишка.

Проводники всегда остаются вежливыми в общении и с улыбкой откликаются на любые просьбы пассажиров.

— Попасть на фирменный поезд — мечта каждого сотрудника, — раскрывает секреты проводник Екатерина Баслык. — В первую очередь, как бы сложно ни было, помнишь: ты — лицо железной дороги. И мы просто до безумия любим свою работу! Каждый новый день — это новые люди, а значит, новые истории и впечатления.

Скорый фирменный поезд № 2/1 Минск — Москва «Беларусь» всегда пользовался популярностью на Белорусской железной дороге. Больше слов говорят цифры: за 60 лет им проследовали 11 миллионов пассажиров, за 2021‑й их было около 200 тысяч.

— Я сама, когда‑то работала проводником, ездила много и по личным целям этим маршрутом, — рассказывает пассажирка Янина Болотько. — Всегда покупаю билет на фирменный поезд — здесь чисто и красиво. Он хоть и дороже обычного, но качество того стоит. Заходишь в вагон, садишься у окошка с чаем в металлическом подстаканнике… Лепота! Думаю, со мной все согласятся: такого вкусного напитка дома не приготовишь.

Единственным серьезным препятствием за все годы для «двойки‑единицы» стало лишь введение коронавирусных ограничений. Из‑за чего движение состава было полностью приостановлено. Однако спустя десять месяцев поезд вернулся к привычному графику. И сегодня, 2 апреля 2022 года, поздним вечером из столицы Беларуси в Москву традиционно отправится фирменный экспресс. Пассажиры, как всегда, будут торопиться занять свои места…

Решение о запуске фирменного поезда было принято в ЦК Компартии Советского Союза в Москве. Состав первого поезда был сформирован из вагонов Московской железной дороги и передан в эксплуатацию белорусской магистрали. Когда фирменный поезд БЖД торжественно отправился в первый рейс из Москвы в Минск, на его вагонах размещались надписи «Москва — Минск» и «Экспресс». Через несколько месяцев поезд получил официальное название «Белоруссия».

 

https://www.sb.by/articles/po-putyam-druzhby-poezd.html

02.04.2022 12:08

К списку новостей за 2022 год