Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Сила стали в… хрупкости

09 марта 2020

В канун Международного женского дня хочется рассказать интересные факты о труженицах, которые наравне с мужчинами работали и трудятся в транспортной сфере. В масштабах бывшего Советского Союза первые представительницы слабого пола стали овладевать сугубо мужскими (как когда-то считалось) железнодорожными профессиями уже больше века назад…

…Однако одной из самых уважаемых женщин в сфере железнодорожного транспорта стала почетный железнодорожник, Герой Социалистического Труда Елена Чухнюк. Елена Мироновна родилась 12 марта 1917 года в селе Дьяковка Подольской губернии в крестьянской семье. В 1938-м поступила на курсы помощников машиниста паровоза (паровозного машиниста) при Гомельском локомотивном депо Белорусской железной дороги. По окончании учебы работала в депо Гомель помощником машиниста паровоза, затем — машинистом паровоза. Водила большегрузные поезда на Оршу, Могилев, Чернигов. За добросовестный и самоотверженный труд в 1941 году Елене Чухнюк было присвоено звание «Почетный железнодорожник».

В период Великой Отечественной войны Елена Мироновна водила воинские поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта под Ельцом, Сталинградом, Курском, на Днепре. С 1942-го отважная женщина — старший машинист паровозной колонны № 4 особого резерва НКПС СССР (на станции Москва-Киевская) возглавляла комплексную бригаду паровоза «ЭМ723-88», имея в подчинении две бригады.

В 1942 году Елена Чухнюк была ранена на станции Петров Вал при налете вражеских бомбардировщиков, когда вела состав с военной техникой на Сталинградский фронт. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени Елена Мироновна удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Зимой 1943-1944 годов на Северо-Печорской железной дороге она водила поезда с углем. В условиях сильных морозов организовала скоростное движение угольных маршрутов, сократив время доставки груза в три раза. Затем Чухнюк обеспечивала курское направление, участки Юго-Западной и Львовской железных дорог.

После войны Елена Мироновна окончила Московский электромеханический институт инженеров транспорта, работала в Министерстве путей сообщения СССР. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950 годы), была членом Совета Союза от Гомельской области.

В 1981 году Елена Мироновна вышла на пенсию, проживала в Москве. Она состояла в Центральном совете ветеранов железнодорожного транспорта.

9 мая 1999 года Елене Чухнюк было доверено почетное право лично привести на Поклонную гору к мемориалу Великой Победы специальный поезд с ветеранами-железнодорожниками. Биография этой женщины положена в основу сценария кинофильма «Путь славы», который был снят на «Мосфильме» и вышел на широкие экраны в 1948 году. Кинолента имела большой успех у советских зрителей.

Умерла Елена Мироновна 10 мая 2014 года на 98-м году жизни. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище.

В феврале 2007 года имя Елены Чухнюк присвоено дизель-поезду локомотивного депо станции Гомель Белорусской железной дороги, который курсировал по маршруту Гомель — Могилев и на других направлениях. Также именем легендарной женщины (в честь ее 85-летия) 12 марта 2002 года назван электропоезд локомотивного депо станции Крюково Октябрьской железной дороги.

Елена Мироновна была Почетным гражданином Гомеля и Почетным жителем Таганского района Москвы…

Статья дана в сокращении.

Андрей ДРОБ

Транспортная безопасность

09.03.2020

К списку новостей за 2020 год