Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Отчий край и личная судьба

25 июня 2018

Для Михаила Григорука и его соратников эти понятия были неотделимы.

В Барановичском отделении БЖД, куда я обратился, мне дали адрес ветерана Великой Отечественной войны дважды почетного железнодорожника Михаила Васильевича Григорука. Я сначала позвонил. Трубку сняла его дочь Валентина. Она сказала, что лучше приехать к ним, чем отправлять отца, которому идет 93-й год, в дорогу.

Я так и сделал. В десятом часу утра был на улице Ленина, в доме № 10. Меня уже ждала Валентина Михайловна. Она — врач-педиатр. В настоящее время ухаживает за отцом, который находится в состоянии реабилитации после перенесенного инсульта. Кстати, меня ветеран узнал. Мы встречались в здании местной дистанции пути лет десять назад. А ее трудовой коллектив Михаил Васильевич возглавлял свыше четверти века.

Родился он 22 ноября 1925 года в деревне Мышицы Жабинковского района, что на Брестчине. Окончив семилетку, в конце 1939-го поступил в Брестский дорожно-механический техникум. Когда учился на втором курсе, получил известие, что грянула война. Михаил Васильевич вспоминает, что по велению сердца как комсомольский активист он вступил в антифашистскую организацию советских патриотов города Бреста. Сначала выполнял ответственные и опасные задания руководства, затем продолжил борьбу с врагом в составе партизанской бригады им. Сталина Брестского соединения.

…НА ПРОИЗВОДСТВЕ

После техникума Михаил Васильевич работал бригадиром, мостовым мастером, инженером Жабинковской, Лидской дистанций пути, заместителем начальника Слонимского и Бобруйского аналогичных железнодорожных предприятий. А в сентябре 1957 года он переехал в Кричев и возглавил местную дистанцию пути, которая числилась отстающей по всем показателям, в том числе запущена и в социально-бытовом отношении. Надо было идти на прорыв. Это мог сделать толковый специалист и опытный руководитель трудового коллектива. Вышестоящее начальство не сомневалось, что у Григорука это получится. И спустя год положение дел изменилось в лучшую сторону. Выполнялись планы ремонта пути и искусственных сооружений. Кроме того, ежегодно строилось по 8-10 домов для работников предприятия. Капитально ремонтировались старые казармы, переездные посты и другие объекты. В общем, чувствовалась рука заботливого хозяина производства. Через семь лет все путейцы, работающие на линейных станциях, получили жилье. А трудовой коллектив дистанции пути неоднократно выходил лидером соревнования отделения дороги и среди аналогичных железнодорожных предприятий страны.

Вытянул Григорук одно предприятие, упрягся во второе. В 1965 году его назначают начальником Барановичской дистанции пути. Здесь положение было не лучше, чем в Кричеве. За длительное время (свыше четверти века) в Барановичах Михаил Васильевич создал надежную, прочную базу дистанции. Без отрыва от производства окончил с красным дипломом БИИЖТ по специальности «инженер-строитель».

Надо заметить, что новаторство и личная инициатива были постоянным принципом его деятельности. А творческий поиск, неутомимость и целеустремленность — постоянными спутниками. И в этом заключался успех во всех начинаниях. Под руководством Михаила Васильевича Барановичская дистанция пути гремела на весь Союз. Она внедрила новшество — обеспечивала безопасное скоростное движение поездов на бесстыковом пути. Это являлось, вне всякого сомнения, величайшим событием в истории железной дороги и технического прогресса, поскольку были открыты новые потенциальные резервы в перевозке грузов.На базе дистанции работала школа передового опыта, познакомиться приезжали делегации железнодорожников от Прибалтики до Дальнего Востока. Своими достижениями Михаил Григорук делился на семинарах не только в Москве, но и во всех областях Союза.

Заслуга новатора производства — и в том, что он разработал и внедрил в практику технологию планово-предупредительного ремонта на текущем содержании пути с применением машин тяжелого типа. Это дало возможность в два раза сократить трудовые затраты.

Совместно с учеными Е. Скрежендевским и Е. Смыковым он принимал активное участие в разработке и внедрении в практику системы механизации и перекладки стрелочных переводов блоками. В 1986 году Михаил Васильевич оказал значительную помощь строителям в создании искусственного сооружения. Так, имея солидный опыт в восстановлении мостов после войны, он организовал в условиях своего предприятия выпуск железобетонных блоков для изготовления водопропускных труб. Понимая важность улучшения состояния пассажирского хозяйства отделения дороги, наладил строительство посадочных платформ и павильонов.

Михаил Григорук был бессменным депутатом горсовета восьми созывов. Выйдя на пенсию, он не остался в стороне от общих дел. Являлся членом президиума горсовета ветеранов. Активно пропагандировал славные трудовые и боевые традиции нашего народа. Он награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, медалями «Партизану Великой Отечественной войны», «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За доблестный труд» и еще четырнадцатью. Кроме того, имеет много других наград. В их числе почетные грамоты Верховного Совета БССР, МПС СССР, железной дороги, обкомов, райкомов, горкомов партии и местных исполкомов. В советские времена говорили, что были подготовлены документы на присвоение Григоруку звания Героя Социалистического Труда. Кстати, Героев Соцтруда на то время было огромное количество, а дважды почетных железнодорожников — только восемь человек на весь Союз.

Статья дана в сокращении.

Кирилл Лидин

Транспортная безопасность
23.06.2018

К списку новостей за 2018 год