Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Диктуют колеса вагонные

09 октября 2017

Стаж шести поколении Корниловых на железной дороге составил больше 400 лет.

Есть семьи, которые объединяют не только родственные отношения. Для Нины Падуковой, к примеру, такой связующей нитью с дедами-прадедами и детьми-внуками стала железная дорога. Основатель этой династии Дмитрий Корнилов еще в позапрошлом веке гонял паровозы в Китай. А продолжатели традиции водили составы на фронт, шили кители коллегам, оформляли грузы. Сегодня в Могилевском отделении Белорусской железной дороги работают уже их внуки и правнуки.

Общий стаж шести поколений железнодорожников превысил четыреста лет. Основатель этой династии машинист Дмитрий Корнилов свою службу на Брянском железнодорожном узле начал еще в девятнадцатом столетии.

Эстафету подхватили дети

О своем прадедушке Нина Аркадьевна знает немного:

— Полтора века назад он води поезда в Китай. Доставлял на продажу Китайской железной дорог паровозы. Со временем стал брать с собойи сына Авраама,то есть моего деда. На тот момент Корнилов младший выучился сначала на слесаря, а там и специальность машиниста освоил.

Тогда подобные путешествия были небезопасными. Составы двигались медленно, скорость не превышала и сорока километров час. По сути, догнать их мог даже всадник на лошади. Что случилось Дмитрием Корниловым на границе двух стран, кто напал на русского машиниста, неизвестно. Только домой он так и не вернулся. А дела отца продолжил сын, который вскоре перебрался в более хлебный на тот момент край — Могилевску губернию. То, что Авраам Дмитриевич был заботливым мужем рачительным хозяином и уважаемым на службе профессионалом, его внучка Нина Падукова слышала из рассказов бабушки Любови Васильевны. Сама она появилась на свет в 1938-м, когда деда уже не стало. Однако количество преданных железной дороге работников с фамилией Корнилов после этого даже умножилось. Отцовску эстафету подхватили пятеро детей машиниста.

На восток и обратно

В этом выборе, утверждает Нина Аркадьевна, лично для нее ничего удивительного нет:

— Железная дорога — своего рода магия. Я и сейчас, когда еду на дачу, смотрю на поезда: как они составлены, какой груз везут. А стук колес вообще как музыка. Так же, как и гудки паровоза. Папа в свое время нам так сигналы подавал. Был условный знак: три гудка — значит, он на станции. И мы, дети, услышав гудки, спешили на вокзал, несли ему обед.

Вся жизнь, вспоминает, прошла рядом со станцией. А в Великую Отечественную — в буквальном смысле в вагоне, который «дислоцировался» в самых разных городах большого Союза. Аркадий Авраамович был в числе тех машинистов, кому в первые дни войны пришлось водить составы на восток. Эвакуировали технику и оборудование могилевских заводов и фабрик. А в последнем эшелоне вместе с другими семьями железнодорожников нашлось место и его родным: жене и четверым детям.

В силу нежного возраста те события Нина Аркадьевна знает больше по рассказам близких:

— В войну отец водил поезда к фронту. Туда — оружие, провиант, медикаменты, новобранцев. Назад — раненых. Составы не раз попадали под вражеские обстрелы. Случалось, что и вагоны с хвоста поезда теряли. Приходилось маневрировать, чтобы увести эшелон из-под огня. Уже после победы эти операции отметили различными наградами — как военными, так и железной дороги.

В послевоенный Могилев семья машиниста, к слову, возвращалась поэтапно, двигаясь в вагоне вслед за Красной армией по только что освобожденной территории. Из Подмосковья — в Унечу. Затем — в Кричев и уже оттуда — в родной город. Чтобы как-то прокормиться, ребятня и взрослые собирали траву, варили пустые щи. «Мама старалась всю еду нам отдавать. А потом тяжело заболела и умерла, так что в Могилев мы приехали без нее. Мне тогда было всего шесть лет», — по­делилась Падукова.

Тетю спасли партизаны

Вообще, война — отдельная страница в судьбе многих из династии Корниловых. Иван Авраамович, к примеру, Великую Отечественную встретил в Быхове, где трудился на местной станции — на водокачке. Пост не покинул и в оккупацию, но стал при этом партизанским связным: сообщал им о том, какие немецкие составы и куда проследовали. Дежурный по станции Быхов Сергей Корнилов ушел на фронт добровольцем и был расстрелян фашистами. А их сестра Ольга, которой в сорок первом не было и двадцати, выжила чудом. Детали этой драматической истории Нина Аркадьевна знает наизусть:

— Тетя тоже была связана с партизанами. Но нашелся предатель: ее арестовали, пытали-мучили. И, по слухам, приговорили к расстрелу. Бабушка собрала все ценное, что было в доме, чтобы выкупить дочь. Но смогла добиться лишь того, чтобы девушку казнили не в Быхове, где они жили, а в другом месте. Ольгу Авраамовну повезли в Оршанскую тюрьму, однако по дороге партизаны сумели отбить и ее, и других при­говоренных.

Главное, чтобы костюмчик сидел

Сегодня Нина Аркадьевна — самая старшая в династии Корниловых. В Могилевском отделении Белорусской железной дороги отслужила почти четыре десятка лет! А началось все с совместной с братом Виктором «атаки» железнодорожного техникума в Орше. «Брат к тому моменту уже успел поработать машинистом. А я окончила техшколу при железной дороге. Хотя жизнь была трудная, но хотелось учиться дальше», — призналась пенсионерка. Правда, случилось так, что Виктор Корнилов в итоге перевелся на учебу в Гомель. А Нина осталась в Орше. В Могилев вернулась уже дипломированным специалистом.

Сначала была приемосдатчиком: проверяла, какие грузы куда идут и в каком объеме. Позже — инженером по контейнерным перевозкам, затем — ревизором хладотранспорта и весового хозяйства. География командировок в итоге стала еще шире. «Помню, как-то вызвали в Ригу. Прибыл вагон с консервами, а они почти все побиты. Пришлось разбираться. Выяснилось, что повреждены они были еще в Осиповичах», — вспоминает могилевчанка.

На пенсию вышла, считай, в «звании капитана». Понятно, что у железнодорожников офицерского статуса нет, но ведь четыре звезды на погонах форменного кителя что-то да значат! Кстати говоря, маму и других коллег долгие годы одевала дочка Падуковой — Татьяна Протасовская, которая работала закройщицей в швейном цехе компании. А сын Александр освоил профессию слесаря. Любимым делом Александр Владимирович занимается четверть века и ни разу о своем выборе не пожалел.

Чувство новизны и массу впечатлений, признался, железная дорога дарит ему и сегодня, ведь двух похожих дней на ней не может быть по определению. И потом, в коллективе если кто не друг, то родственник. Неудивительно, что уже и у его сына Игоря десять лет стажа набежало. Молодой человек стал связистом. «Работа, — не скрывает, — очень напряженная и ответственная. Но тем и интересная». Его двоюродный брат Виктор — составитель поездов: формирует, перегоняет и отправляет составы. А третий представитель молодого поколения, Евгений Корнилов, начинал проводником. Сегодня же он — контролер- ревизор. В их большой семье есть диспетчеры, кассиры, техники, бухгалтера — и это далеко не весь перечень профессий представителей одной из старейших династий. В День железнодорожника, который давно стал для них семейным праздником, за столом всегда бывает тесно. Этот день и сейчас самый важный в жизни Корниловых.


Светлана МАРКОВА

Рэспубліка

07.10.2017

К списку новостей за 2017 год