Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС
ENG

Дизель-поезд ДП1 для Беларуси

28 июня 2017

По инициативе Белорусской железной дороги (БЖД) в 2011 г. был разработан и построен первый одновагонный дизель-поезд (рельсовый автобус) ДП1. Проект совместно реализовали ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» и польская холдинговая компания «PESA Bydgoszcz SA» при участии ОАО «Минский вагоноремонтный завод». Одновагонный подвижной состав, в салоне которого предусмотрено 91 место для сидения, предназначен для перевозки пассажиров в региональном сообщении.

Длина дизель-поезда ДП1 составляет 27,5 м, конструкционная скорость движения 160 км/ч (эксплуатационная — 120 км/ч). Дальность хода на одной заправке топлива — 1000 км. Расчетный срок службы — до 40 лет. Кузов вагонного типа имеет закрытую несущую конструкцию, которая опирается на двухосные тележки посредствам пневматической рессоры (пневматической подушки). Обе тележки оборудованы дисковым тормозом (два диска на оси).

На дизель-поезде ДП1 применяется силовое оборудование, произведенное в Германии: двигатель внутреннего сгорания фирмы MAN мощностью 382 кВт (табл. 2) и гидродинамическая передача типа «Voith» Т211 (табл. 3). Специалисты конструкторско-технического центра БЖД и ООО «Балтийский испытательный центр», научные сотрудники Белорусского государственного университета транспорта, проводившие приемочные испытания одновагонного дизель-поезда, дали заключение о его значительной экономичности в сравнении с рижскими предшественниками ДР1. Например, расход топлива ДП1 на один километр пробега в три раза меньше.

Обкатка и тестирование первого дизель-поезда проводились на участке Верейцы — Гродзянка Могилевского отделения Белорусской дороги. Были проведены испытания по оценке теплопередачи, работе электроаппаратуры, электрооборудования и тормозной системы, а также на соответствие требованиям пожарной безопасности и охраны труда. Дизель-поезд ДП1 прошел проверку габаритов, поколесное взвешивание.

Тепловая энергия из системы охлаждения двигателя используется для отопления пассажирского салона. Наряду с этим источником, для обогрева применяется водяное отопительное устройство компании «Webasto Thermo 350» (Германия). Кабина машиниста обогревается теплым воздухом, поступающим от водяного нагревателя.

Тяговая и поддерживающая тележки предназначены для движения со скоростью 120 км/ч и статической нагрузкой на 16 тс/ось. Диапазон рабочих температур тележки от -40 до +60 °С. Каждая тележка имеет в своем составе по две колесные пары, оборудованные дисковыми тормозами. Колеса цельнокатаные, диаметры которых должны находиться в пределах 850 — 780 мм.

Для уменьшения износа гребней колесных пар тележки оборудованы гребнесмазывателями компании «Delimon» (Германия).

Дизель-поезд оснащен тормозной системой производства «Knorr Bremse» (Германия). При торможении применяется пневматический тормоз с электропневматическим управлением, а также гидродинамический тормоз. Источником сжатого воздуха является компрессор, который нагнетает сжатый воздух в главные резервуары.

Дизель-поезд ДП1 имеет входные прислонно-сдвижные двери с электрическим приводом, которые закрываются и открываются индивидуально при нажатии внутренних или наружных кнопок, находящихся на дверной панели. Они снабжены системой контроля прижатия во время закрытия. Кроме того, в дизель-поезде ДП1 предусмотрена система оповещения пассажиров. Дизель-поезд ДП1 оборудован системой диагностики электрических систем и систем выявления пожара в вагоне и в двигателе.

Кабина машиниста дизель-поезда ДП1 оборудована пультами управления и регулируемыми креслами. Вход в кабину машиниста обеспечивается через пассажирский салон. Дверь кабины оборудована замком с функцией блокировки.

Пассажирский салон оборудован двойными местами для сидения (установленными в два ряда), столиками напротив них и урнами под ними, а также поручнями. Вход в пассажирский салон обеспечивается через боковые двери по входным ступенькам, позволяющим осуществлять посадку и высадку с высоких и низких платформ.

Туалет дизель-поезда ДП1 работает по системе замкнутого типа, снабжен умывальником с теплой и холодной водой (емкость водяной системы — 200 л), дверью с сигнализацией занятости и замком с блокировкой.

В рамках торжественного мероприятия, посвященного вводу в эксплуатацию после завершения реконструкции комплекса зданий и сооружений станции Погодино (г. Горки), 25 августа 2012 г. были открыты региональные перевозки пассажиров дизель-поездами ДП1 бизнес-класса по маршруту Погодино — Орша-Центральная.

В настоящее время на Белорусской дороге эксплуатируются шесть дизель-поездов ДП1. В рамках социально-ориентированной политики Республики Беларусь они обеспечивают пассажирские перевозки на участках с небольшим пассажиропотоком: Калинковичи – Словечно; Калинковичи – Василевичи – Хойники; Могилев – Кричев – Коммунары; Могилев – Орша – Кричев; Минск-Пассажирский – Шеметово (Национальный аэропорт).

Белорусскими железнодорожниками уже накоплен достаточный опыт технического обслуживания и эффективной эксплуатации дизель-поездов ДП1. Положительные отзывы от машинистов и пассажиров они получают за их экономичность и комфортность в сравнении с дизель-поездами ДР1 производства Рижского вагоностроительного завода (Rigas Vagonbuves Rupnica, RVR).

В целях дальнейшего улучшения качества обслуживания пассажиров, совершенствования и развития региональных и межрегиональных пассажирских перевозок в 2014 г. компания «PESA Bydgoszcz SA» изготовила для БЖД три дизель-поезда в трехвагонном исполнении ДПЗ, а в 2016 г. — еще четыре таких состава. В настоящее время они эксплуатируются на участках в международном сообщении Минск – Вильнюс и межрегиональном Могилев – Орша – Витебск – Полоцк.


По материалам пресс-службы Белорусской железной дороги

Локомотив

2017 № 6

К списку новостей за 2017 год