Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Задание: мост восстановить!

06 мая 2017

Слуцк, знаменитый на весь мир своими уникальными поясами, встретил меня по-настоящему теплой весенней погодой. Город, расположенный в 100 километрах южнее Минска, по праву можно считать неофициальной столицей военных железнодорожников. Здесь дислоцируется одна из крупнейших воинских частей нашей страны — 30‑я отдельная Краснознаменная железнодорожная бригада. С уверенностью можно сказать, что она составляет основу транспортных войск Беларуси. По приезде в Слуцк отправляюсь на полигон Лесище, где ратное мастерство в ходе тактико-специального учения (ТСУ) демонстрируют воины 259‑го отдельного мобильно-восстановительного железнодорожного батальона.

Командует батальоном подполковник Евгений Рудько. Вся служба офицера неразрывно связана с транспортными войсками. После окончания Военно-транспортного университета железнодорожных войск в Российской Федерации Евгений Евгеньевич прибыл в 30 ождбр. Прошел все ступеньки карьерного роста, с декабря 2015 года возглавил один из батальонов слуцкого соединения.

К слову, 24 апреля нынешнего года 259‑й отдельный мобильно-восстановительный железнодорожный батальон отметил 15‑ю годовщину со дня основания.

Этот батальон предназначен для выполнения задач по скоростному восстановлению движения при разрушениях объектов транспортной инфраструктуры.

— Несмотря на молодость, наша воинская часть уже успела достойно проявить себя,— рассказал подполковник Евгений Рудько.— Мы участвовали в крупномасштабных учениях, выполняли учебно-производственные задачи на объектах по демаркации Государственной границы Республики Беларусь в Ошмянском районе, при наведении мостов из комплекта НЖМ‑56 в Новополоцке, Верхнедвинске, Осиповичах. В ходе тактико-специальных учений бойцы батальона навели 95‑метровый пешеходный наплавной понтонный мост через реку Неман в Гродно, что позволило обеспечить реконструкцию Старого моста, находившегося в эксплуатации без ремонта с 1947 года. Кроме того, наши военнослужащие производили ремонт различных подъездных путей на территории страны.

— Знаю, что вы активно помогаете народному хозяйству, — отмечаю я.

— Это одно из направлений нашей деятельности. Два года назад мы навели 70‑метровый наплавной мост через реку Случь вблизи населенного пункта Исерно. Благодаря ему значительно сократилось расстояние между деревнями, мост предназначен для движения как пешеходов, так и техники, в том числе зерноуборочных комбайнов. А в апреле этого года силами батальона в короткие сроки осуществили наводку автодорожного моста через реку Западная Двина в городском поселке Бешенковичи Витебской области, — поделился офицер.

И в самом деле: как бы парадоксально это ни звучало, армия в подавляющем своем большинстве — сила разрушающая. А вот транспортные войска — это войска созидания.

— В ходе этого тактико-специального учения мы должны восстановить разрушенный железнодорожный мост длиной 175 метров из штатного инвентарного имущества НЖМ‑56. Согласно замыслу учения, батальон получил приказ о приведении в одну из степеней боевой готовности и выдвинулся в назначенный район для выполнения главной задачи. Задействована автомобильная, железнодорожная, инженерная техника,— знакомит меня с нюансами ТСУ комбат.

Тем временем наш разговор прерывает шум двигателей катеров. Началось движение речной части наплавного железнодорожного моста со стороны берега к поврежденному участку моста. На нем с двух сторон выставлено охранение. Задача воинов‑железнодорожников — не допустить проникновения диверсионно-разведывательной группы условного противника в ходе доставки и монтажа «недостающей» части моста.

— Имущество НЖМ‑56 предназначено для наводки железнодорожных наплавных мостов и устройства паромных переправ через широкие и глубокие водные преграды,— рассказал заместитель командира — главный инженер 259‑го отдельного мобильно-восстановительного железнодорожного батальона майор Дмитрий Ляпоров.— Наплавной мост состоит из речной части, двух переходных и двух береговых частей. Мосты из НЖМ‑56 обеспечивают пропуск железнодорожных поездов колеи 1.520 и 1.435 мм. Уникальность этих мостов заключается в том, что, кроме железнодорожного проезда, они оборудованы еще и автодорожным проездом для пропуска автомобильной техники.

Как пояснил офицер Ляпоров, железнодорожное пролетное строение устанавливается на специальной надстройке на середину понтона. Сам понтон представляет собой простую коробку, состоящую из стального каркаса и листовой стали.

— А что внутри? — спрашиваю у Дмитрия Викторовича.

— Внутри понтон разделен на секции — своеобразные отсеки. Это сделано для его непотопляемости. В случае повреждения одной секции остальные удержат его на плаву. Понтон имеет три секции: носовую, среднюю и кормовую. Они соединяются между собой жесткими сцепками на уровне днища и палубы.

В беседе с главным инженером узнаю также о том, что после сборки моста каждая его понтонная часть закрепляется на воде с помощью якоря, который выбрасывается на расстояние до 20 метров. Это необходимо для большей устойчивости моста и с целью противостоять течению.

…Внезапно размеренную работу воинов‑железнодорожников прерывают выстрелы. Нападение «диверсантов»! ДРГ пытается помешать восстановлению моста.

Военнослужащие батальона дают достойный отпор противнику. Спустя несколько минут бой окончен. Недостающая часть моста готова соединиться с основной конструкцией.

— Давай левее! Теперь выравнивай!..— командует майор Дмитрий Ляпоров.

Рулевые на катерах направляют железное сооружение в нужное место. Концентрация внимания — на пределе! С помощью швартового каната солдаты регулируют направление понтона. Катера замедляют движение.

— Закрепляй! — звучит голос главного инженера батальона.

Начинается монтаж приплывшей части моста. В ход идет специальный инструмент и солдатская смекалка, налицо желание сделать все качественно.

Большая ответственность ложится на плечи опытных солдат-срочников. Среди них старшие понтонеры ефрейторы Николай Пунинский и Павел Булай. Служба у парней заканчивается в мае.

— Полтора года в армии пролетели незаметно,— признался Николай Пунинский.— Интенсивная боевая подготовка, постоянное движение не дают скучать. Самое интересное — это полевые выходы и учения. Узнаешь новое, постигаешь военную науку!.. Есть возможность себя проявить.

Парень родом с Могилевщины. До армии Николай успел получить специальность электрогазосварщика. Он хочет продолжить службу по контракту:

— Твердо решил остаться в железнодорожных войсках!

— Любой объект, который мы строим или восстанавливаем, по-своему сложен. Легких мостов не бывает,— подвел итог тактико-специального учения комбат подполковник Евгений Рудько.— Любое инженерное сооружение — это объект повышенной опасности. Мы несем полную ответственность за все выполненные работы и дальнейшую эксплуатацию объектов. Самое главное в нашем деле — слаженная работа всего батальона. Каждый военнослужащий обязан знать, что делать. Офицеры должны обладать необходимыми командирскими качествами, быть грамотными специалистами, учить подчиненных и умело ими руководить.

— Совсем скоро для многих срочников служба завершится. Чем запомнятся для них армейские будни? — спрашиваю.

— Не ошибусь, если скажу: многим парням мы даем путевку в жизнь. Ведь специальности, которые они получают у нас в бригаде, всегда востребованы «на гражданке». Молодой человек, получивший закалку в ходе службы и навыки будущей профессии, всегда найдет работу и обеспечит себя. Это и есть результат нашего труда,— уверен командир 259‑го отдельного мобильно-восстановительного железнодорожного батальона подполковник Евгений Рудько.


Подполковник Александр ПОЛИТАЕВ, «Ваяр», фото автора

http://vsr.mil.by/2017/05/05/zadanie-most-vosstanovit/

05.05.2017

К списку новостей за 2017 год