Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Транзитные резервы

11 мая 2017

Объем транзитных перевозок Белорусской железной дороги по итогам первых двух месяцев текущего года составил 6,5 млн т. Почти две трети (63%) занимает каменный уголь, 10% — газы энергетические и нефтепродукты, 8% — зерно и жмыхи. Более 90% приходится на долю российских внешнеторговых грузов.

При железнодорожных грузоперевозках экспедитор не только оказывает комплекс услуг по перевалке, перетарке, подбору вагонов, консолидации грузов, но и осуществляет оплату, кредитуя заказчику доставку и снимая вопрос о предоплате провозных платежей. Экспорт в 70% случаев оплачивают отправители, в 30% - экспедиторы. Оплата импортных перевозок в соотношении грузополучатель-экспедитор составляет 66% и 34% соответственно.

160 экспедиторских организаций имеют прямые договоры на обеспечение перевозок грузов по БЖД и только 35 из них играют ключевую роль, оплачивая 93,9% доставок. Среди крупнейших — ГП «БТЛЦ», ООО «Авант-Рейл», ЗАО «Каминера», СООО «Балтсервис», УП «НЭК-Брест», иностранные предприятия «Градалогистик» и «Имэкстрэйд», АО «ОТЛК», СООО «Трансрэйл-БЧ» и др.

Позиционируя экспедитора как партнера, расширяющего возможности перевозчика в привлечении грузов и способствующего повышению конкурентоспособности услуг БЖД и железнодорожного транспорта в целом, дорога заинтересована в приросте экспедиторского бизнеса, но не за счет перераспределения существующих объемов перевозок, а путем их наращивания. В условиях, когда перед БЖД стоит задача выполнения показателей социально-экономического развития страны, включающих объемы перевозок, грузооборота, реэкспорта услуг, дорога выстраивает взаимоотношения с партнерами, исходя из этих задач, попутно развивая транспортно-экспедиционную деятельность своих дочерних организаций. По итогам 2016 г. с участием экспедиторских организаций БЖД организована перевозка 16 млн т грузов, при этом доля экспедирования увеличена на 10% и составила в общем объеме около 31%.

В общих объемах перевозок доля экспедируемых по железной дороге грузов составляет 41%. Цифра эта практически неизменна в течение последних лет, что характеризует ситуацию как стабильную, но вместе с тем не развивающуюся. Сегодня на рынке присутствует большое количество компаний одного уровня, которые предлагают услуги схожего качества, что порождает высокую конкурентную среду.

Экспедитор привлекает в республику грузовые потоки, кредитует, выстраивает логистические схемы доставки грузов на внутреннем и международном рынках. Большая часть валютных средств перечисляется БЖД в качестве предоплаты, оставшаяся — является вознаграждением за оказанные услуги. С этой суммы выплачиваются налоги и сборы в бюджет. При этом БЖД не может учесть полученный денежный объем в показателе экспорта услуг, поскольку поступления валюты осуществляются от резидентов. Для обеспечения формального выполнения показателя экспорта услуг экспедиторам предлагают регистрировать компании за пределами Беларуси. Однако в этом случае и экспедиторское вознаграждение остается в стране регистрации.

Недавно БЖД ввела ограничительные условия по использованию понижающих ставок на перевозку транзитных грузов отправителем, если доля отдельного плательщика на территории республики превышает 55% выполненного объема перевозок. Целесообразность этого неприятного для экспедиторов новшества не поддается логике.

Взаимовыгодным решением, по мнению Ассоциации «БАМЭ», могло бы стать введение показателя, наиболее полно отражающего деятельность БЖД в части привлечения иностранной валюты. Формировать данный показатель следует исходя из объема средств, поступающих в иностранной валюте как от нерезидентов, так и от белорусских экспедиторов, имеющих договорные отношения с БЖД. Действенными мерами видится предоставление всем экспедиторам-резидентам равных условий взаимодействия с БЖД независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности; искоренение практики использования административного ресурса и навязывания крупным грузовладельцам договорных отношений с такими субъектами; установление возможности использования без каких-либо ограничений собственного подвижного состава, в том числе нерезидентами.

Привлекательность белорусского транзита в значительной степени зависит от возможности минимизировать простои вагонов на передаточных станциях. Важную лепту в решение этой задачи могут внести и экспедиторские компании. Благодаря улучшению качества оформления грузов и своевременности осуществления всех платежей непредвиденных задержек в пути следования должно стать меньше.

По данным БЖД из-за некачественного оформления перевозочных документов, неудовлетворительного технического состояния приватных вагонов на передаточных станциях в прошлом году задержано более 23 тыс. вагонов и контейнеров. По причине несвоевременной оплаты провозных платежей задерживался каждый тысячный экспедируемый вагон. Плата по ответственности отправителей и экспедиторов составила около одного миллиона долларов США. Причем средняя стоимость перевозки одного задержанного вагона и контейнера увеличилась почти на 43 доллара США. По усредненным оценкам эти затраты в отдельных случаях достигают 20% стоимости самой перевозки по БЖД.

На Белорусской железной дороге внедрена технология взаимодействия с использованием личного кабинета экспедитора в автоматизированной системе «Электронная перевозка», что позволило ликвидировать бумажный поток писем, телеграмм, запросов внутри дороги. На безбумажную основу переведены процессы подтверждения причастности экспедитора к экспортным перевозкам, реализована возможность оперативного информирования о задержках по причине неоплаты, упрощена процедура выставления счетов-фактур. Это позволило улучшить качество и повысить оперативность принимаемых управленческих решений и сократить до минут время на передачу соответствующей информации.

Однако по-прежнему остро стоит вопрос о контроле денежной обеспеченности перевозки и об информировании экспедитора о состоянии счета. Планируется запуск системы информирования об отсутствии денежного обеспечения той или иной отправки. Идет разработка механизма направления информационных писем о пороге аванса.

Исследования на БЖД по отработке элементов работы железнодорожного транспорта в условиях применения электронных технологий показали, что один лишь переход на электронную накладную СМ ГС дает перевозчику 40% экономии затрат. Что касается экспедиторов, то в целом переход железнодорожного перевозчика на безбумажную технологию несет экономию 68% (неисчисляемый эффект).

Белорусская железная дорога и ОАО «РЖД» уже осуществили полный переход на электронный документооборот по перевозке грузов через все погранпереходы в сообщении Беларусь-Россия (за исключением некоторых категорий). Теперь при организации перевозок вместо традиционных бумажных перевозочных документов используются электронные накладные СМГС, подписанные электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Наиболее ожидаемый сегодня шаг — реализация таможенных процедур в отношении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, по безбумажной технологии. Такой эксперимент планируется начать в ближайшее время на литовском направлении.

Расширение комплексности услуг экспедиторских компаний, снижение издержек за счет совершенствования взаимодействия на основе использования информационных технологий, повышения ответственности и компетентности участников перевозки — это те совместные усилия, посредством которых участники рынка могут повысить эффективность и конкурентоспособность бизнеса по обслуживанию железнодорожного транзита.


Компас экспедитора и перевозчика

№ 2 (145) март/апрель 2017
К списку новостей за 2017 год