Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Пломба. Колокол Война...

29 мая 2017

Музеи хранят в себе истории городов, стран, континентов. Прогулку по их залам можно сравнить с путешествием в машине времени, ведь здесь так легко из одного столетия переместиться в другое. Значимость музеев сложно переценить, неслучайно во всем мире с 1977 года 18 мая отмечают Международный день музеев, который призван привлечь внимание общественности к сохранению культурного наследия.

С 18 мая - Международный день музеев, а двадцатого во многих странах мира, в том числе и в нашей, прошла Ночь музеев. Экспозиции можно было посетить за символическую плату, а то и вовсе бесплатно.

Накануне праздника собственный корреспондент «ТВ» Мария Ласточкина отправилась в музей истории РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги». Экскурсию по его залам провела старший хранитель фондов Татьяна ЗЕМЛЯНСКАЯ.

Свой рассказ Татьяна Николаевна начинает у карты железнодорожных линий Могилевского отделения. На каждой из них стоят цифры, обозначающие дату появления в этой местности железной дороги.

Первый зал, с которого начинаются все экскурсии, интересен своими раритетами. Здесь можно проследить за эволюцией компостеров или телеграфов, а также посмотреть, как менялся внешний вид необходимых человеку документов: свидетельств о рождении и получении образования, в том числе железнодорожного.

- В нашем музее представлено большое количество различных моделей поездов и паровозов. Все они выполнены работниками отделения, в частности, машинистами и слесарями. Наиболее активно работа по созданию макетов шла в 1974 году, накануне открытия музея, - отмечает собеседница.

Тематика второго зала связана с Первой и Второй мировыми войнами. В 1915-1918 годах в Могилеве размещалась Ставка Верховного главнокомандующего Вооруженными силами России. Николай II прибыл в город на поезде, для приема которого был построен спецтупик. Старожилы утверждают, что он начинался возле локомотивного депо, а после заходил в лесок. В музее есть фотография тридцатых годов, на которой, как считают некоторые железнодорожники, изображены полуразрушенные императорские вагоны в спецтупике. Говорят, пути, построенные специально для императорского поезда, использовались вплоть до 1941 года, а после были разобраны.

Могилевчане, работавшие в годы Первой мировой войны на железной дороге, тепло отзывались в своих воспоминаниях об императоре и его семье. Например, телеграфист Борис Гульцов, который часто приносил телеграммы в императорский поезд, писал, что его там всегда радушно встречали и в любое время дня и ночи угощали кофе. Некоторые отмечали, что Николай II часто ходил по вокзалу без охраны, легко обращался к машинистам и расспрашивал их о жизни.

Особое внимание в выставочном зале уделено теме Великой Отечественной. Могилевские железнодорожники с первого дня войны включились в борьбу с врагом. Сначала они эвакуировали людей и ценности в тыл, а во время оккупации устраивали диверсии, поражавшие своей дерзостью. Поезда сходили с рельсов даже на территории вокзала, несмотря на усиленную охрану со стороны фашистов. Могилевские железнодорожники воевали на разных фронтах. Трем работникам было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно - Георгию Мефодиевичу Надтачееву, Сергею Анисимовичу Коваленко, Николаю Михайловичу Новицкому.

В музее также нашлось место для фотографий членов Клуба почетных железнодорожников, почетных ветеранов. Здесь также представлены свидетельства различных достижений, а их на счету работников Могилевского отделения Белорусской железной дороги - огромное количество.

Говорить о тех сокровищах, которые хранятся в фондах музея истории, можно долго. Но, как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Немного о самом музее. Его история началась 13 июля 1974 года. В девяностых экспозиция расположилась на втором этаже Культурно-спортивного центра. Новый облик он приобрел в 1997-м, когда Могилевское отделение отмечало свое 55-летие.

В фондах - более 1300 описанных и зарегистрированных экспонатов, но на самом деле их гораздо больше. Ежегодно открываются новые страницы истории и появляются интересные находки. Например, несколько лет назад фонды музея пополнились двумя раритетами, найденными в земле при сносе фундамента грузового склада станции Быхов. При демонтаже основания здания, расположенного в 200 метрах от станционного корпуса, бригада путейцев обнаружила старый колокол. При очистке от земли увидели надпись «МПС», что означает Министерство путей сообщения. К слову, колокола на станциях оповещали о начале посадки, отправлении и прибытии поездов.

Вторым экспонатом, прибывшим из райцентра на Днепре, стала пломба с оттиском, на котором значится: «Станция Жлобин. 3 октября 11 (т.е. 1911 г. - М. Л.) ЛВЖД (очевидно, Либаво-Роменская железная дорога). № 3693 (номер пломбы). № 5 (номер пломбировочных тисков)». Скорее всего, пломбу размером с трехкопеечную советскую монету просто обронили более сотни лет назад.

Свою лепту в создание и пополнение фондов музея внесли и продолжают вносить железнодорожники. В их числе был контролер- ревизор Владимир Григорьевич Климов, которому в шестидесятых - семидесятых годах удалось раздобыть много интересных вещей для музея. История некоторых из них до сих пор неизвестна.

К слову, недавно на Белорусской железной дороге подвели итоги конкурса на лучшие музей и комнату боевой и трудовой славы за 2016 год. Музей истории Могилевского отделения занял третье место в номинации «Лучший музей отделений Белорусской железной дороги». В прошлые годы он также был в числе призеров.


Мария ЛАСТОЧКИНА

Транспортный вестник

25.05.2017

К списку новостей за 2017 год