Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

У сотрудничества — новый импульс

27 апреля 2017

На минувшей неделе Белорусская железная дорога принимала зарубежных гостей. В бизнес-центре гостиницы «Ренессанс Минск» с 17 по 21 апреля проходило XXXII заседание Конференции генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД).

(ОСЖД — международная организация, созданная в 1956 году в г. Софии (Болгария) на Совещании министров, ведающих вопросами железнодорожного транспорта. Членами ОСЖД являются транспортные министерства и центральные государственные органы, отвечающие за работу железнодорожного транспорта, 28 стран. В рамках ОСЖД разрабатываются международные соглашения и договоры, регламентирующие международные перевозки грузов и пассажиров в сообщении Европа - Азия, решаются экономические, финансовые, эксплуатационные и технические вопросы функционирования железнодорожного транспорта.

Высший руководящий орган организации — Совещание министров.

Руководящий орган по сотрудничеству на уровне железных дорог — Конференция генеральных директоров (КГД), созданная в июне 1992 года решением XX сессии Совещания министров ОСЖД в Улан-Баторе. КГД организует сотрудничество в области международных железнодорожных перевозок между странами Европы и Азии, включая взаимный обмен информацией, устанавливает правила пользования вагонами и контейнерами в международном сообщении, организует расчеты между железными дорогами, разрабатывает совместные конкурентоспособные предложения. К исполнительным органам относятся пять комиссий, а также постоянные и временные рабочие группы.

Рабочие языки ОСЖД — русский и китайский. В международных отношениях возможно применение английского и немецкого.)

О масштабности мероприятия говорит представительный состав его участников: делегации Комитета ОСЖД и железнодорожных администраций Азербайджана, Афганистана, Беларуси, Венгрии, Вьетнама, Грузии, Ирана, Казахстана, Китая, КНДР, Латвии, Литвы, Молдовы, Монголии, Польши, России, Словакии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Чехии, Эстонии, представители наблюдателей и присоединенных железнодорожных предприятий ОСЖД, а также ряда международных организаций, в частности. Международного союза железных дорог, Координационного совета по транссибирским перевозкам.

В роли организатора выступила Белорусская железная дорога. На ее руководителя Владимира Морозова были возложены функции председателя заседания. В интервью СМИ он подчеркнул, что для нашей страны в целом и Белорусской железной дороги в частности большая честь принимать столь авторитетный международный форум.

Заседание Конференции генеральных директоров — событие в железнодорожной сфере не рядовое. Об этом свидетельствует тот факт, что в качестве принимающей стороны Беларусь выступала всего лишь второй раз за всю историю своего членства в ОСЖД.

В приветственном слове Владимир Морозов акцентировал внимание на активном участии Белорусской железной дороги в процессах международной железнодорожной интеграции на евразийском пространстве. Постоянное совершенствование транспортной, таможенной и пограничной инфраструктуры способствует устойчивому росту транзитных перевозок. Свой потенциал Белорусская железная дорога стремится использовать эффективно.

Находясь на границе Европейского и Евразийского союзов, страна ведет активную работу по интеграции национальной транспортной инфраструктуры в евразийскую сеть, а также по развитию международных транспортных коридоров. Так, полностью электрифицированы и модернизированы железнодорожные линии в рамках II общеевропейского транспортного коридора, завершается электрификация IX транспортного коридора.

Правительством Республики Беларусь принята Государственная программа развития транспортного комплекса на 2016-2020 годы, которая определяет основные условия функционирования и направления инвестиций в железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный транспорт. Еще одна республиканская программа — развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016-2020 годы — призвана усовершенствовать транспортную инфраструктуру, повысить транзитную привлекательность страны и улучшить качество транспортных услуг.

С созданием Евразийского экономического союза сняты все внутренние таможенные барьеры, проведена унификация грузовых железнодорожных тарифов, обеспечен равный доступ к приграничной железнодорожной инфраструктуре.

Отдельная тема доклада — гармонизация железнодорожного права в рамках ОСЖД. Это направление деятельности организации способствует повышению уровня взаимодействия государств в области железнодорожного транспорта, создает благоприятные условия для развития международных пассажирских перевозок и беспрепятственного пропуска грузов. Еще более широкие перспективы открывает принятие Конвенции о прямом международном железнодорожном сообщении. Более подробно об этом документе — в следующем номере. Пока же еще несколько итоговых тезисов из доклада Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь:

— Современные реалии ставят новые задачи перед ОСЖД и всеми железными дорогами евразийского континента. Однако согласованная транспортная политика, выработка общих основ безопасности, другие совместные решения ОСЖД будут способствовать закреплению за железнодорожным транспортом статуса поставщика качественных транспортных услуг.

О том, что Конференции генеральных директоров в этом году исполняется 25 лет, напомнил аудитории председатель Комитета ОСЖД Тадеуш Шозда.

Второй руководящий орган организации на уровне железных дорог был создан в 1992 году в связи с необходимостью привлечения администраций железных дорог к участию в ее работе. Таким образом, сегодня наряду с госорганами в работе ОСЖД активно участвуют железнодорожники, что, по мнению председателя Комитета ОСЖД, значительно расширяет и обогащает деятельность организации.

Знаменателен 2017 год и для Белорусской железной дороги, поскольку он проходит под знаком 155-летия магистрали и 25-летия ее постоянного членства в ОСЖД.

— Значение Белорусской железной дороги огромно, — сказал Тадеуш Шозда. — Через нее проходит большой транзитный поток грузов в страны Западной Европы и обратно. Находясь на стыке двух правовых систем, магистраль является огромной логистической базой по обеспечению перегрузки грузов с одной колеи на другую. Во многих случаях мы опираемся на ваш колоссальный опыт, ваши предложения и замечания.

Развитие инфраструктуры, совершенствование технологий перевозки пассажиров и грузов — именно такой подход, по мнению докладчика, помогает Белорусской железной дороге на всем протяжении ее истории добиваться высоких достижений в работе.

Весом вклад магистрали и в деятельность ОСЖД. Белорусские железнодорожники активно участвуют в работе всех органов.

Организация сотрудничества постоянно трансформируется, прогрессирует, ищет новые пути совершенствования и развития. Подтверждение тому — огромная работа по ревизии соглашений о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и международном пассажирском сообщении (СМПС), позволившая приспособить их положения к реалиям сегодняшнего дня, создание Единой накладной ЦИМ/СМГС, исключившей необходимость переоформления накладных при пересечении границ, а также подписание ряда меморандумов, пособничество по всем 13 железнодорожным коридорам.

Активнее развивать конкурентные преимущества железных дорог, внедрять инновации на основе цифровых технологий и роботизации, использовать уникальный опыт железнодорожного бизнеса на евроазиатском пространстве призвал участников мероприятия президент ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров.

Железнодорожный транспорт должен обеспечивать устойчивую мобильность людей и максимально быстро адаптироваться к новым требованиям, которые предъявляет глобальная логистика.

Президент Российских железных дорог акцентировал внимание на колоссальных успехах, которых ОСЖД достигла в создании нормативной правовой базы межведомственного и хозяйственного характера:

— Мы разработали систему соглашений и договоров, которые позволяют беспрепятственно осуществлять перевозки грузов и пассажиров на евроазиатском пространстве. Важно и то, что в ОСЖД создана многоуровневая система железнодорожного права, которой до сих пор нет в большинстве регионов мира. Она в полной мере учитывает разделение железнодорожного бизнеса на инфраструктурный и операторский, позволяет эффективно эксплуатировать подвижной состав и обеспечивать конкурентоспособность железных дорог при перевозках грузов на дальние расстояния. Внесение комплексных изменений и дополнений в СНГС и СМПС позволило провести кардинальную ревизию важнейших соглашений — Договора о правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) и самих правил, Договора о правилах расчета в международном пассажирском и грузовом железнодорожном сообщении. Таким образом, выработаны правовые условия для эффективного осуществления международных перевозок пассажиров и грузов Олег Белозеров выразил уверенность в том, что результатом минских дискуссий станут новые дорожные карты для железнодорожного бизнеса стран-участниц ОСЖД и взаимовыгодного международного сотрудничества на ближайшие годы.


Татьяна АЗАРЕВИЧ

Транспортный вестник

27.04.2017

К списку новостей за 2017 год