Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Женщина-легенда

10 марта 2017

В 26 лет Елена Чухнюк стала Героем Социалистического Труда, а к 90-летию её имя было присвоено одному из дизель-поездов Гомельского отделения Белорусской железной дороги. 12 марта этой выдающейся женщине могло исполниться 100 лет.

Родилась Елена Мироновна в небольшом селе Дьяковка, что в Винницкой области. Ровесница революции, она с малых лет мечтала о романтических больших делах, которые звали её в далёкие дали. И, как ни странно, грезилось ей, что едет она на большой машине под названием паровоз.

— Не пущу на паровоз, не женское это дело, — возмущался отец. Мать только вздыхала. А девушка стояла на своём:

— Еду в Гомель учиться на машиниста. И точка!

Там жила старшая сестра. Как только представилась возможность, девушка уехала в большой город, где поступила в железнодорожное училище и успешно окончила его. Так в Гомеле началась её трудовая биография. Коллектив паровозного депо приветливо принял старательную и вежливую Лену. А она относилась к паровозу, как к родному существу: каждую свободную минуту мыла, драила, начищала до блеска своего вороного железного коня. И стальная машина отвечала ей взаимностью: часто не ломалась, по мелочам не капризничала.

Для гомельских железнодорожников, как и для всей Беларуси, Великая Отечественная война пришла 22 июня 1941 года. О вероломном нападении фашистской Германии девушка узнала в Чернигове, куда она со своей бригадой привела товарный поезд. Водили составы от Гомеля до Жлобина, Чернигова, Калинковичей и Унечи. Перевозили военную технику, боеприпасы, военные подразделения. Назад — раненых и мирное население.

А фронт приближался к Гомелю. На путях стояли железнодорожные составы.

Появились самолёты с чёрной свастикой. Как-то бомба чудом не попала в её состав с боеприпасом — Елена схватилась за реверс, увела эшелон от станции и большого скопления людей и важных грузов.

Когда советские воины оставили город, Лена Чухнюк была откомандирована в Елец. Здесь водили поезда на Верховье, Волово, Касторное. Возили всё, что нужно было фронту.

Летом 1942-го на железнодорожном транспорте начали формироваться паровозные колонны особого резерва. Елена Чухнюк вместе со ставшим ей уже родным локомотивом была зачислена в колонну №4, которую в скором времени перебросили к Сталинграду. Несмотря ни на что, обеспечить подвоз боеприпасов и продовольствия как можно ближе к городу — такая задача стояла перед железнодорожниками. Однажды она чуть не попала во вражескую ловушку. Путевой обходчик предупредил, что впереди дорогу перерезали фашистские танки. Назад было нельзя — враг уже входил в город. Паровоз бросить Елена не могла и рванула вперёд: авось проскочим! Локомотив пронёсся буквально в десятках метров от немцев. Те от такой дерзости растерялись.

Командир подошёл к паровозу и спросил:

— Где машинист? Хочу ему руку пожать за то, что так смело и мастерски доставил в нужное время и место. Ты что, не слышишь, девонька?

Чухнюк сидела вся чумазая, уставшая, прислонившись к колесу. Обидно ей стало.

— Да я и есть машинист! — ответила.

Генерал после минутного замешательства смущённо сказал:

— Если такие девчонки водят поезда без страха — значит, мы непобедимы!

«Как-то в пути несколько раз бомбили, и приходилось делать остановки. Солдаты бежали укрыться в лес, а я оставалась на паровозе. Однажды эшелон с нашими танками доставила почти на поле боя. Те разгрузились за пять минут, и сразу в бой», — в своих воспоминаниях пишет героиня.

Часто снилась Елене Чухнюк чёрная степь под Сталинградом, выжженная огнём и солнцем. Там проложили знаменитую Волжскую рокаду, и по ней в город поступали боеприпасы и продовольствие.

Фашисты бомбили её почти беспрерывно. На станции Петров Вал бригада Чухнюк угодила в очередную бомбёжку, и все побежали от паровоза кто куда. Она прыгнула с паровоза в большую воронку, благо их вокруг полно. Сжалась в комок, закрыв руками голову, и закрыла глаза. А когда взглянула... Ахнула! Рядом воткнулась в землю 250-килограммовая неразорвавшаяся бомба.

Стране нужно было топливо, то есть каменный уголь: для заводов, военной промышленности, тылу... Донбасс был отрезан, Кузбасс далеко. Выручал Воркутинский угольный бассейн.

В ту зиму стояли лютые морозы. За минус 50 градусов. Смазка в буксах замерзала, колёса намертво схватывались с рельсами, и паровозы порой не могли сдвинуть с места тяжёлые составы с углём. В пути находились по трое суток. И однажды Елена Чухнюк вызвала по селектору диспетчера дороги:

— Дай «зелёную улицу»! Я проведу состав за 13 часов!

Так началось это новаторство: поезда пускали один за другим с небольшим интервалом. Нагрузка на машиниста адова. Всё время приходилось высовываться в окошко, чтобы увидеть в морозном вихре хвост впереди идущего состава. В лицо хлестал ледяной ветер, а из топки паровоза обдавало жаром. Для здоровья не лучшие условия.

А потом снова водила Чухнюк эшелоны по фронтовым дорогам. И однажды ночью на одной из станций её позвали к телефону. Поздравили с государственной наградой.

Елену Мироновну вызвали в Москву. Золотую Звезду вручали Председатель Верховного Совета Михаил Калинин и секретарь ЦК КПСС Георгий Маленков.

Впереди Героя Социалистического труда машиниста Елену Чухнюк ждали фронтовые дороги Украины, Белоруссии. Венгрии, Польши, Германии, а затем ударный труд на восстановление народного хозяйства Родины.

После Победы Елена Мироновна окончила институт и много лет работала в Министерстве путей сообщения. Всё своё свободное время она отдавала общественной работе, встречалась с воинами Советской армии, выступала в трудовых и молодёжных коллективах страны. Не раз Елена Чухнюк приезжала в Гомель, встречалась с белорусскими друзьями, давшими ей путёвку в жизнь.

К глубокому сожалению, прославленная героиня рассказа ушла из жизни. Но память о ней осталась навсегда в сердцах железнодорожников Беларуси. Её именем назвали электровоз, в её честь проводятся конкурсы профессионального мастерства среди молодёжных коллективов, в музее локомотивного депо оформлена экспозиция, раскрывающая славный боевой трудовой путь Героя Социалистического Труда Елены Мироновны Чухнюк.

В ноябре 2014 года на здании Локомотивного депо Гомель появилась мемориальная доска в честь почётной железнодорожницы Елены Чухнюк.

 

Михаил Дедовец,

член Союза писателей и журналистов Беларуси

Советский район

09.03.2017

К списку новостей за 2017 год