Инженер. И гуманист
09 марта 2017
Вчера свой 75-летний юбилей отметил бывший первый заместитель начальника - главный инженер Белорусской железной дороги Владимир БОРИСЮК.
Владимир Никитич - и человек, и руководитель с большой буквы, почетный железнодорожник, имеет многочисленные правительственные награды. Среди них - медаль «За доблестный труд» (1970 год), орден Трудового Красного Знамени (1986), медаль «За производственные заслуги» (1996), знаки «Заслуженный транспортник Республики Польша» (2000) и «Ганаровы дарожнік Беларусі» I степени (2001).
Родился Владимир Борисюк в деревне Староволя Пружанского района Брестской области. После окончания в 1956 году семилетней школы поступил в Брестский техникум железнодорожного транспорта на отделение «Путь и путевое хозяйство», где учился до 1960 года.
Трудовую деятельность начинал на Приволжской железной дороге, в Ершовском отделении, откуда было рукой подать до Казахстана. Первое рабочее место - станция Озимки, должность - старший рабочий. Однако уже через две недели его назначили бригадиром, а спустя три месяца - дорожным мастером на направлении Саратов - Пугачевск. Жить приходилось в общежитии, на частной квартире. Старшим дорожным мастером работал по всей Саратовской области, в том числе и в городе Ершове... Именно там Владимир познакомился с медсестрой Римско-Корсаковской больницы Валентиной. Поженились, там же появилась на свет и их старшая дочь Алина.
В 1965 году по приглашению начальника Борисовской дистанции пути Николая Турова молодая семья переехала в Беларусь. Борисюка назначили мастером путевой колонны, состоявшей из 30 человек. Коллектив дистанции пути выполнял средний ремонт на участке Борисов-Степянка, производил укладку рельсов Р-50.
- Состояние пути было в те годы настолько плохое, что приходилось менять до 800 шпал на участке в 120 километров на главном ходу,- вспоминает Владимир Никитич. - Правда, грузонапряженность здесь тогда была невысокой.
Через два года молодой специалист стал старшим мастером участка Борисов - Степянка, а в 1968-м занял вновь введенную тогда должность заместителя ПЧ-Борисов по кадрам и быту. Минским отделением руководил в те годы Федор Истушкин. Очень скоро Федор Анисимович оценил деловые качества молодого руководителя и в 1972 году назначил его главным инженером Борисовской дистанции пути. А уже в ноябре 1974-го Владимир Борисюк возглавил СМП-367 в Минске. С этого времени вся его трудовая биография связана со столицей, где со старыми коллегами ему довелось встречаться уже на другом уровне.
Подъем по служебной лестнице требовал дальнейшего обучения. Еще в 1961 году, во время работы на Приволжской железной дороге, Владимир Никитич поступил во Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ, а ныне - Российская открытая академия транспорта Московского государственного университета путей сообщения) на факультет «мосты и тоннели». Переехав в Беларусь, перевелся в БИИЖТ (сейчас - Белорусский государственный университет транспорта). К сожалению, там таких специалистов не готовили, поэтому пришлось продолжить обучение в ЛИИЖТе (ныне - Петербургский государственный университет путей сообщения). Добираться туда было сложно, и в результате после согласований с руководством Борисюк продолжил учебу в ВЗИИТе. Он вспоминал, что руководство дороги тогда очень его поддержало, выписав бесплатный билет от Борисова до Москвы.
Диплом подтвердил широкий диапазон его знаний: и в вопросах путевого хозяйства, и в строительстве, и в организации перевозочного процесса. Все они пригодились в будущем, когда Владимир Никитич занимал должности первого заместителя Начальника дороги и главного инженера, причем в одном лице (на Белорусской железной дороге такого не было ни до него, ни после).
На БЖД наш юбиляр начинал работать под руководством Начальника Гавриила Ивановича Котяша, затем трудился с Евгением Павловичем Юшкевичем, Андреем Григорьевичем Андреевым, Степаном Ильичем Шкапичем.
С Евгением Володько Владимир Борисюк познакомился, будучи заместителем начальника Минского отделения Белорусской железной дороги, когда Володько работал старшим дорожным диспетчером.
- Много каверзных и сложных вопросов приходилось с ним решать, - вспоминает Борисюк. Но именно с тех пор, наверное, я и был отмечен будущим Начальником дороги.
Так Владимир Никитич начал работу в тандеме с Володько, которая продолжалась до ухода Евгения Ивановича из жизни.
Володько быстро убедился в высокой трудоспособности и беспредельной преданности делу Владимира Борисюка. Должность главного инженера отделения дороги, помимо знаний технического и технологического профиля, потребовала тогда и знания вопросов экономики. Неудивительно, что, став Начальником Белорусской железной дороги в 1993 году и выбирая себе первого заместителя, Евгений Иванович остановился на кандидатуре Борисюка.
Немного в то время было специалистов высшего ранга со столь широким диапазоном знаний и богатым производственным опытом, позволяющим решать как строительные, технические и технологические, инновационные вопросы, так и вопросы экономики и финансов. Евгений Иванович не ошибся в выборе своего первого заместителя, а Владимиру Никитичу на практике пригодились и его опыт, и теоретические знания.
Более того, они помогли и в руководстве работой вычислительного центра БЖД, который по распределению обязанностей между заместителями Начальника дороги также стал курировать Владимир Борисюк. А ведь это было руководство предприятием, работающим не по отлаженной схеме, а в достаточно экстремальных условиях при прохождении совершенно новых путей развития, создании новых технологий работы, решении насущных проблем, которые в то время впервые встали не только перед центром, но и в целом перед Белорусской железной дорогой.
Первому заместителю выпала нелегкая доля быть вторым в решении вопросов совершенствования технологии, технического перевооружения, закупок новой техники. Особое внимание требовалось при планировании, а затем при осуществлении контроля за выполнением плана приобретения оборудования, не входящего в сметы строек.
Деньги нужны были буквально всем, и только главный инженер дороги, подобно судье, должен был уметь видеть перспективу и выделять финансовые средства на самые неотложные, а главное, окупаемые закупки. Соблюдение сроков окупаемости, определенных экономической наукой, было тогда обязательным условием включения очередного проекта в план, а его защита и утверждение входили в должностные обязанности главного инженера магистрали. Причем не оставалось без внимания ни одно предприятие многоотраслевого хозяйства Белорусской железной дороги, осуществляющее как перевозочную деятельность, так и подсобно-вспомогательную.
Казалось, Борисюк не имел лимита ни времени, ни сил. Он включался в решение любого вопроса. Так было и при создании «Белжелдорбанка», который в короткие сроки стал одним из трех самых рентабельных банков Республики Беларусь (затем Указом Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко он был присоединен к «Беларусбанку» в целях укрепления последнего).
Сегодня уже мало кто помнит, что Владимир Никитич пошагово курировал выделение помещений, их ремонт, оснащение необходимой техникой, определял совместно с Володько состав руководства банка. Ему приходилось включаться в работу банка «БелБалтия», участвовать в создании «Трансрэйл-БЧ» и ЗАСО «ТАСК». К чести БЖД, она не потеряла ни рубля и одна из немногих полностью вернула вложенные средства вкладчикам развалившегося по вине зарубежных акционеров банка «БелБалтия».
При Борисюке престиж работы на Белорусской железной дороге был поднят на высочайший уровень - на каждом предприятии толпились соискатели на любую должность, вплоть до уборщицы, ведь уровень заработной платы на магистрали был на третьем месте в стране, уступая только банковской и строительной сферам. В железнодорожном училище на профессию машиниста, например, был весьма приличный конкурс.
Владимир Борисюк принимал деятельное участие и в создании центра международных расчетов на Брестском отделении дороги. Первого руководителя центра Александра Сергеевича Калишука он знал давно, еще по должности главного инженера Брестского отделения, во всем ему доверял и оказывал помощь при организации центра. В короткий срок было создано новое предприятие, которое в советское время однозначно было бы удостоено звания предприятия коммунистического труда - настолько высоки были технический и технологический уровни, обеспеченность специалистами.
Борисюк был знаком практически со всеми руководителями железных дорог России, Украины, Литвы, Латвии, Польши, Казахстана, других государств. Безусловно, это помогало в работе. Поэтому и от подчиненных он требовал знать не только вопросы дела, но и людей, с которыми их приходилось решать.
Инженер - специалист с высшим техническим образованием, но Владимир Никитич был и гуманитарием в самом широком смысле этого слова. Человек для него всегда стоял на первом месте. Именно поэтому дорога достигла при нем таких успехов в технической части.
За скалой, каковой являлся Евгений Володько, стояла вторая скала. Ею был Владимир Борисюк.
Галина БРЫЧКИНА
Транспортный вестник
09.03.2017
К списку новостей за 2017 год