Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Брестский вокзал: каменные страницы истории

17 февраля 2017

Железнодорожный вокзал в Бресте по проекту архитектора Бориса Лорберга построен в 1886 году. Во время Великой Отечественной войны он был полуразрушен и полностью обновлен в 1956 году. В дальнейшем вокзал постоянно обновляли с использованием горных пород различного генезиса, которые превратили его интерьер в своеобразный музей и учебную лабораторию для студентов и школьников старших классов, изучающих геологию.

Стены, пол, колонны, подземные переходы по существу можно рассматривать как залы промышленного использования природного камня. Фундамент вокзала сложен из гранита серого цвета с фактурой скалы — наиболее живописной из всех видов каменных фактур. Для нее характерен естественный скол камня, образующий на плоскости бугры и гребни с довольно острыми кромками, которые отлично проявляют цвет и кристаллическое строение гранита. Великолепен зал ожидания, во внутренней облицовке которой преобладает мрамор с довольно широкой цветовой гаммой: красноватый, розово-кремовый, белый и серо-черный. Колонны и стены центрального зала ожидания облицованы редким сортом красного мрамора с причудливой формой прожилок белого кальцита. Прожилки в природе представляют собой трещины, заполненные природными цементами, но особое внимание нужно обратить на фрагменты красного мрамора с вкраплениями ископаемых останков некогда живых организмов, представленных здесь повсеместно. Уникальным объектом среди всего мраморного разнообразия стала кальцитовая жеода, которая представляет собой «главный экспонат» музейного зала.

Часть стен и колонн облицована серым, белым и светлоголубоватым мрамором. А в кассовом зале вокзала нижняя часть стен и колонн покрыта редким по красоте черным мрамором с тонкими белыми прожилками кальцита. Интересна и своеобразна внутренняя облицовка стены и колонны подземного перехода через тоннель на 2-3 пути Московской стороны вокзала. Здесь встречаются плиты красного, желтого, кремового и белого цветов, которые в своем отполированном облике ассоциируются как природная живопись, как картины, написанные в единственном экземпляре.

Интересна география месторождений горных пород, материал из которых был использован для облицовки вокзала. Мраморы доставляли в Брест из разных месторождений: Коелгинского (Челябинская область), Рускеальского (Карелия) и Салиэтского (Грузия), а граниты из Лускальского месторождения (Карелия) и Капустинского (Украина).

Природные камни. Это не только итальянские мраморы Каррары, создавшие всемирную славу Венеции, Риму и Флоренции, давшие прекрасный материал для замечательных произведений искусства XIV - XV веков и эпохи Возрождения. Камни — это и более поздние архитектурные сооружения, которые часто называют каменными страницами истории. И отрадно, что подобные страницы есть и на брестском вокзале.

 

Альберт Богдасаров, профессор

Брестский вестник

16.02.2017

К списку новостей за 2017 год