Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Дорога стала им судьбой

25 ноября 2016

Пять поколений семьи Кот посвятили жизнь железной дороге.

Все преобразования на ней прошли на их глазах.

То, что для других история, для них биография, судьба.

 

«Засыпали и просыпались под стук вагонных колёс»

Эту необычную семью, хотя и проживает большинство её членов в Гомеле, трудно собрать вместе: обязательно кто-то на службе, кто-то отдыхает после ночной смены. Поэтому на встречи с героями публикации ушло несколько дней.

Первая беседа состоялась, конечно же, с самым старшим членом династии - 80-летней Софией Васильевной Кот.

Моё детство прошло на Черниговщине, в Харобичах. Помню, что дед работал на станции, бегала к нему на работу, было ведь совсем рядом, - с волнением вспоминает она. - Отец, Василий Антонович Подосинов, до войны был стрелочником, затем дежурил на переезде. Мне было интересно наблюдать за ними. К сожалению, репрессии не обошли нашу семью стороной. В 1939 году папу арестовали, долгое время мы ничего не знали о его судьбе, хлебнули горя. В 1946-м он был реабилитирован, вернулся домой. Снова стал работать на железной дороге. Так вышло, что и в мужья мне достался железнодорожник. Мой Иван Павлович сначала был кочегаром, затем долгие годы трудился машинистом. Ну и я тоже работала на железной дороге - сначала счетоводом, потом техником, бухгалтером. В 1977 году мы переехали в Гомель. Так что наши сыновья приобретали себе профессии уже в Беларуси.

И, конечно же, тоже связали свою судьбу с дорогой.

Анатолий Иванович, сын Софии Васильевны и Ивана Павловича, с которым мы встретились после отработанной им смены диспетчером на станции Гомель, признался, что профессию выбрал по призванию.

- Сами судите, жили мы в Харобичах практически в нескольких шагах от станции. Засыпали и просыпались под стук вагонных колёс. Своей мальчишеской стаей лазили по стоящим в тупике вагонам, а в ответ взрослым, пытавшимся нас приструнить, с гордостью заявляли:

«Мы железнодорожники. У нас папы здесь работают».

Правда, сразу после школы Анатолий пытался поступить в военное училище. Но поскольку уже тогда носил очки, не прошёл по состоянию здоровья. Решился отнести документы в БИИЖТ (теперь БелГУТ). Отец предупреждал: «Маловато знаний, не пройдёшь». Но юноша поднапрягся, приналёг на учебники и набрал всё-таки нужное количество баллов. Прошедшие годы учёбы, по его признанию, стали одними из самых ярких мгновений в жизни. Учились, осваивали сложнейшие предметы, дружили. Анатолий Иванович убеждён, что их выпуск 1985 года – один из самых лучших в этом учебном заведении. Многие его однокурсники, разъехавшиеся по разным уголкам тогда единой большой страны, стали руководителями, возглавляют большие участки. Некоторые живут в Израиле, США. Знает про их успехи не понаслышке: каждые пять лет выпускники 1985-го съезжаются на традиционный сбор. И присутствует на встречах всегда не менее 60 человек.

- Вспоминая годы учёбы, хочу сказать, что готовили нас очень серьёзно, - говорит он. - Да и после прихода на первое рабочее место учёба продолжилась, всегда можно было получить поддержку более опытных коллег. Начинал с низов. Росло мастерство - рос по службе. Был занят на разных постах. Сейчас тружусь станционным диспетчером. Чёткий график, часто ночные смены. Вообще, работа железнодорожника очень напряжённая, ответственная. Может, поэтому я так рано и поседел? Но и представить себя без «железки» невозможно. Видимо, отец, а тому в свою очередь его отец передал вместе с кровью любовь к ней.

Жена Анатолия Ивановича Ирина Андреевна, слушая эти слова, согласно кивает головой. Сама 20 лет отработала старшим оператором станционного технологического центра. С железной дорогой связаны многие из родственников с обеих сторон. Чтобы перечислить всех, не хватит пальцев на обеих руках. Такой выбор для многих стал осознанным.

«Какую профессию выбрать - вопрос даже не обсуждался»

Редкий случай - субботний выходной день Алле Кот и её мужу Максиму Смирнову, работающим по графику и часто занятым в ночные смены на своих рабочих местах, повезло провести вместе. К особой радости девятилетнего сына Ярослава и дымчатой красавицы кошки. В гости в этот день Алла Анатольевна пригласила бабушку Софию Васильевну. Все вместе радушно встретили журналистов «ГВ».

Алла Кот работает дежурной на станции Гомель. Как поделилась с нами, в детстве часто совершала прогулки с отцом вдоль железной дороги. Других малышей родители водили на детские площадки, в парк. А её папа Анатолий Иванович знакомил с поездными составами. Уже в три годика девочка могла разъяснить взрослым со знанием дела, что такое «бочка», «цистерна».

- Так что сами понимаете, - улыбается она, - когда в семье отец и мать железнодорожники, вопрос, какую профессию выбрать дочери и сыну, даже не обсуждался.

В три годика мне подарили детскую железную дорогу, и лучшей игрушки с тех пор для меня не было. Она и сегодня хранится в семье, а я тружусь на настоящей железной дороге.

После окончания средней школы Алла подала документы в БелГУТ. Особенно интересно, признаётся, стало учиться на третьем курсе, когда пошли специальные предметы. Брат тоже закончил БелГУТ и работает по специальности в Минске.

- Я заметила, - делится она, - что когда говорят о профессии железнодорожника, многие представляют себе в первую очередь машинистов и проводников. Да, эта работа, как говорится, на виду. Но сколько людей других специальностей заняты обеспечением бесперебойного и безопасного движения поездов. Моя смена дежурной по станции проходит за пультом под стук колес. На экране мерцают лампочки, и ты отчётливо понимаешь, какая на тебя возложена ответственность.

А начинала свою трудовую биографию Алла Анатольевна на железной дороге в Вологде, куда поехала по распределению. В этом северном городе встретила свою судьбу - Максима Смирнова. И, как нетрудно догадаться, тоже железнодорожника. Отработав в Вологде четыре года, почувствовала, что тянет на родину. Предложила мужу переехать в Беларусь, и тот согласился. О чём совсем не жалеет. Максим Алексеевич работает составителем поездов на станции Гомель. Работа совсем незаметная для пассажиров, не задумывающихся о том, как формируется состав, что делается для того, чтобы всё было точно по времени. Дежурства, ночные и дневные, проходят на платформе. В снег, зной, слякоть... Как у жены, признаётся он, у него не было сомнений при выборе профессии - все его родственники сплошь железнодорожники.

О своей работе муж и жена говорят шутя:

- Есть такое выражение: «Найдите работу по душе, и вам не придётся работать». Нам нравится то, чем мы занимаемся. Так что это как хобби.

Сын Ярослав впервые в поезде проехал вместе с родителями в полугодовалом возрасте. Пока мечтает быть футболистом, но с детской железной дорогой играет с удовольствием. И кто знает, может, ему суждено стать железнодорожником в шестом поколении трудовой династии, отсчёт которой идёт с начала прошлого века.

 

Евгения МИРОНОВСКАЯ

Гомельские ведомости

24.11.2016

К списку новостей за 2016 год