Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Электрификация = экология + экономия

01 октября 2015

24 сентября ознаменовалось событием, очень важным не только для Белорусской железной дороги, но и всей страны: был дан старт электрификации участка Молодечно — Гудогай — граница с Литовской Республикой. На станции Пруды Молодечненского железнодорожного узла по этому случаю состоялась торжественная церемония с участием руководства Белорусской железной дороги и АО «Литовские железные дороги», а также китайских партнеров.

Начало электрификации на Белорусской железной дороге было положено в 1964 году. Это значит, что первым таким участкам на нашей магистрали уже более 50 лет.

 

Сегодня в стране электрифицировано 18% железнодорожных линий. В частности, в полном объеме переведена на электротягу белорусская часть II общеевропейского транспортного коридора на участке Брест — Минск — Орша — госграница с Российской Федерацией. Электрифицированы и отдельные участки IX общеевропейского транспортного коридора (Молодечно — Минск — Осиповичи — Бобруйск — Жлобин).

Существенный прорыв в направлении электрификации Белорусская железная дорога сделала именно в последние годы. Был переведен на электротягу участок Жлобин — Осиповичи протяженностью 107,2 км. Близка к завершению электрификация 86-километрового пути между Гомелем и Жлобином.

И вот старт еще одного важного проекта. После его реализации общая протяженность электрифицированных железнодорожных линий в Беларуси превысит 1175 км, или 21% от их общей протяженности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Важно, что с реализацией нового проекта фактически завершается электрификация белорусского участка ответвления общеевропейского транспортного коридора № ІХВ, который связывает страны Балтии с Восточной Европой.

Поскольку Беларусь — страна транзитная, электрификация железнодорожных линий в рамках этого транспортного коридора будет способствовать повышению конкурентоспособности магистрали как на внутреннем, так и на международном рынке транспортных услуг.

Выступая на торжественной церемонии, Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов подчеркнул экономическую целесообразность проекта.

- Электрификация — это не только технические новшества, — сказал он. — Это еще и экономия. Себестоимость грузоперевозок на электрифицированных участках по сравнению с теми, где используется тепловозная тяга, ниже почти на 20%. Электрифицированный участок позволяет повысить эффективность использования подвижного состава. С реализацией этого проекта мы также решаем задачу ускорения движения и сокращения времени в пути между Минском и Вильнюсом до двух часов. Немаловажен и вопрос экологии. С вводом в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции БЖД становится гарантированным и постоянным потребителем электрической энергии.

Сказанное можно дополнить еще несколькими цифрами. Согласно расчетам специалистов, потребление топливно-энергетических ресурсов снизится на 39%, на 19% повысится весовая норма грузовых поездов, на 24% увеличится техническая и маршрутная скорость движения грузовых и пассажирских поездов.

У ЛИТОВСКИХ КОЛЛЕГ

Реализации проекта предшествовал ряд подготовительных мероприятий, проведенных Белорусской железной дорогой в тесном вза­имодействии с АО «Литовские железные дороги». Литва параллельно осуществляет электрификацию участка от станции Новая Вильня до госграницы с Беларусью. Его протяженность составляет около 30 км.

- Несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию, железнодорожники наших стран уделяют приоритетное внимание вопросам повышения качества пассажирских и грузовых перевозок, — отметил заместитель генерального директора — директор по инфраструктуре АО «Литовские железные дороги» Альбинас Рагаускис. — Электрификация и для Беларуси, и для Литвы знаменует переход на новый уровень развития железнодорожной отрасли. Это не только не­обходимость, вызванная экономическими соображениями, но и ответственность за состояние окружающей среды.

ЦЕНА ВОПРОСА

Протяженность участка Молодечно — Гудогай — госграница — 84 км. На этом расстоянии предстоит установить более 3 тысяч опор контактной сети, а также провести большой объем работ по созданию необходимой инфраструктуры.

Будут построены две тяговые подстанции и два дежурных пункта контактной сети на станциях Пруды и Ошмяны. Кроме того, планируется провести комплекс мероприятий по модернизации устройств железнодорожной автоматики и связи. На всех станциях электрифицируемого участка (Пруды, Залесье, Сморгонь, Солы, Ошмяны) удлинят пути.

Все строительно-монтажные работы, а также монтаж контактной сети будут выполнять белорусские организации, в их числе — УП «Белтрансавтоматика».

Завершить электрификацию указанного участка планируется к концу 2016 года.

Согласно договору строительного подряда, подписанному Белорусской железной дорогой и китайской компанией по экспорту и импорту электрооборудования CUEC, объем инвестиций в проект составит 89,9 млн. долларов США. Финансирование будет осуществляться за счет кредитных ресурсов Экспортно-импортного банка Китая (85%), собственных средств Белорусской железной дороги и инновационного фонда Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (15%).

Китайская CUEC уже несколько лет активно сотрудничает с Белорусской железной дорогой по ряду проектов, включая электрификацию и поставку электровозов. По словам президента компании Вана Цзиньсуна, в CUEC - сильная команда управления и самый передовой опыт по строительству железных дорог, а поставленные в республику китайские электровозы способствуют повышению эффективности перевозок на Белорусской железной дороге.

Выступая на торжественной церемонии, Ван Цзиньсун акцентировал внимание на том, что электрифицируемый объект является важным участком Экономического пояса Шелкового пути в Беларуси.

О создании Экономического пояса Шелкового пути как новой формы углубления сотрудничества между государствами говорил и советник по торгово-экономическим вопросам Посольства Китайской Народной Республики в Республике Беларусь Лю Сюэсун:

- Очень важный пункт реализации этой инициативы — развитие транспортного сообщения. В Китае говорят: чтобы стать богатыми, сначала надо строить дороги. Обе страны рука об руку и в тесном взаимодействии внесут лепту в совместное формирование Экономического пояса Шелкового пути.

В КАЧЕСТВЕ ПОСТСКРИПТУМА

В торжественной обстановке на станции Пруды была установлена первая опора контактной сети. А на здании станции появилась памятная табличка в честь состоявшегося события исторической важности. Спустя многие годы она напомнит потомкам об этом солнечном и торжественном дне в сентябре 2015-го.

Нам же, потенциальным пассажирам, остается ждать первого электропоезда по маршруту Минск — Вильнюс. Никто из причастных к проекту лиц не сомневается, что он будет реализован качественно и в срок.

Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов:

- Электрическая тяга интересна для нас в первую очередь экономикой. По нашим оценкам, электрификация дает экономию эксплуатационных расходов и снижение себестоимости наших услуг по перевозке грузов и пассажиров на 15-20%.

Перспективы развития отрасли мы тоже однозначно связываем с электрическим подвижным составом благодаря его высоким техническим характеристикам. Это и безопасность, и скорость, и комфорт. В первую очередь для пассажиров. А еще электрификация — это экологичность. Приведу пример. Чтобы перевезти грузы и пассажиров между Минском и Вильнюсом, Белорусская железная дорога в год тратит 10 тысяч тонн дизельного топлива. Использование такого количества топлива дает более 2 тонн вредных веществ в виде выбросов в атмосферу.

Дальнейшие наши планы зависят от складывающихся условий. К сожалению, процессы, которые происходят вне нашей страны, косвенно влияют и на экономику Беларуси, требуя переоценки и поиска иных решений. Объемы международных транзитных перевозок снижаются. И на это есть много причин. Но наша идеология — перспектива роста.

Взаимопомощь и взаимовыручка между нашими партнерами и клиентами помогают нам успешно реализовывать проекты. У нас хорошие деловые отношения с партнерами из Китая, которые хорошо зарекомендовали себя не только на родине, но и в мире.

Очень многое в реализации таких проектов, как электрификация, зависит и от позиции наших соседей. С литовскими железнодорожниками у нас есть такое взаимопонимание. Возлагаем большие надежды на поддержку в вопросах электрификации на «Укрзалізнйцю». Речь идет о продолжении электрификации участков от Гомеля и Калинковичей в сторону Коростеня. Тогда мы действительно переведем весь путь от Балтики до Черного моря на электрическую тягу.

С Российскими железными дорогами у нас традиционное взаимодействие: основной поток грузов и пассажиров идет по электрифицированным участкам.

На достигнутом останавливаться не намерены, поскольку плюсы электрификации очевидны. Помимо реализуемых проектов изучаем технические возможности электрификации региона Барановичи — Лунинец — Калинковичи (293 км) и Жлобин — Калинковичи — Барбаров (134 км) с учетом развития производственных мощностей ОАО «Беларуськалий», ПО «Гранит», новых проектов по добыче полезных ископаемых в нефтехимической отрасли.

Продвижение грузопотоков должно быть безупречным, быстрым и технологичным. Здесь очень важно не только взаимопонимание транспортников и перевозчиков, но и поддержка и понимание со стороны органов госуправления: таможенных и погранслужбы. Яркий пример такого успешного взаимодействия — поезд «Викинг», совместный проект Литвы, Беларуси, Украины и других стран, которые к нему присоединились. Грузовой поезд проходит таможенные операции на белорусско-литовской границе за 30 минут. Это — успех высокого мирового уровня. И такой уровень надо поддерживать. Транспорт никогда не должен быть сдерживающим фактором. Он должен привозить груз не тогда, когда удобно транспортникам, а когда это нужно клиенту.

 

Татьяна Азаревич

Транспортный вестник

01.10.2015

К списку новостей за 2015 год