Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Магистраль — связующая нить

30 июля 2015

Продолжение. Начало в за 08.01.2015, 15.01.2015, 22.01.2015, 19.02.2015, 26.02.2015, 05.03.2015, 12.03.2015, 19.03.2015, 26.03.2015, 02.04.2015, 09.04.2015, 16.04.2015, 23.04.2015, 30.04.2015, 07.05.2015, 14.05.2015, 21.05.2015, 28.05.2015, 04.06.2015, 11.06.2015, 18.06.2015, 25.06.2015, 02.07.2015, 09.07.2015, 16.07.2015 и 23.07.2015 г.>>

Стимулировали экспорт

При неимоверно низких тарифах на внутриреспубликанские перевозки Белорусская железная дорога по заявкам отечественных предприятий предоставляла еще и преференции, скидки к тарифам. Они имели большое значение для стимулирования экспорта грузов. Значительные объемы складывались за счет продуктов нефтепереработки, химических и минеральных удобрений, строительных и лесных грузов, черных металлов, продукции машиностроительных предприятий.

Основными потребителями и производителями перевозимых железнодорожным транспортом готовой продукции и сырья всегда являлись областные центры республики. Грузообразующие регионы составляли также районы производства калийных и азотных удобрений, доломитовой муки и поваренной соли (ПО «Беларуськалий», ОАО «Доломит», ГП " Азот»), строительных материалов (ГП «Гранит»), заводы переработки (ПО «Нафтан», АО «Мозырский перерабатывающий завод»).

Без сомнения, сотрудничество с Белорусской железной дорогой таких гигантов народно-хозяйственного комплекса страны в те годы позволило многим из них нарастить потенциал, расширить географию экспорта своей продукции, увеличить валютные доходы, а значит, и поступление валюты в республику. В огромной мере это касалось предприятий, производящих стройматериалы — они имели сквозные тарифные ставки на экспорт, предусматривающие снижение тарифов, и на перевозки по территории Российской Федерации.

И себе, и людям…

Что касается ОАО «Доломит», то не ошибусь, сказав: Белорусская железная дорога просто спасала это предприятие от финансового краха, не взыскивая проценты за несвоевременную оплату перевозок. В те годы «Доломит» был вечным и неподъемным дебитором БЖД, его руководство часто посещало кабинеты Володько и Ринга. Вместе искали оптимальные выходы из создавшегося положения. И находили.

Для расчетов этого предприятия с железной дорогой с помощью специалистов Минфина разработали особую зачетную схему. Смысл ее заключался в следующем. Предусмотренное бюджетное финансирование районных отделений сельхозхимий было разрешено напрямую направлять на погашение дебиторской задолженности перед БЖД за перевозки доломитовой муки на предприятия сельскохозяйственного комплекса республики. Такое решение помогало и железной дороге, и «Доломиту».

Рязанов и Грецкий

Основные вопросы по предоставлению клиентам железной дороги тарифных преференций в те годы решались в рамках Тарифной комиссии, созданной по приказу начальника дороги. В ее состав входили компетентные специалисты из многих служб Управления дороги: тарифов, цен и маркетинга, грузовой, финансовой, юридической. Согласно приказу Начальника Белорусской железной дороги возглавлял работу комиссии его заместитель Владимир Ринг.

Комиссия принимала обращения грузовладельцев и экспедиторских организаций по предоставлению скидок. Вопросы снижения существующего уровня тарифов находились, как уже отмечалось, в юрисдикции железнодорожных администраций. Соответственно при подготовке ответов на обращения грузоотправителей или экспедиторских организаций по вопросу обоснования снижения тарифов члены комиссии к очередному заседанию делали расчеты и обоснования по предоставлению скидок, отслеживали их влияние на увеличение объемов перевозок и доходность дороги. Расчеты и обоснования делались для каждого конкретного случая.

В начале 1990-х решением этих вопросов в Управлении дороги занималась Светлана Сахончик со своими подчиненными. Тогда она была заместителем начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности, а после реорганизации стала заместителем начальника службы тарифов, цен и маркетинга. Наиболее деятельно и результативно трудилась Лина Кулик. Со временем возглавляемый ею отдел взял на себя выполнение основной работы по расчетам и обоснованиям скидок.

 

Надо отметить, что первоначально тарифами и договорами на перевозку грузов занимались сотрудники грузовой службы. Но время требовало усиления и совершенствования этого направления деятельности. По приказу Начальника дороги Евгения Володько была создана специальная служба, в которую вошли специалисты отделов: договорного, маркетинга грузовой службы и цен экономической службы. Она получила название службы тарифов, цен и маркетинга и была подчинена главному экономисту дороги. Начальником стал Юрий Рязанов, бывший работник комитета цен Минэкономики.

Позднее этот важнейший блок экономической работы был еще усилен введением должности заместителя главного экономиста по тарифам и ценам. На эту должность назначили Александра Грецкого, ранее работавшего председателем комитета цен Минэкономики.

Оба специалиста, как видно, пришли из Минэкономики. Их рекомендовала я, в то время главный экономист БЖД. При принятии решения о приеме Рязанова и Грецкого в штаб дороги Евгений Иванович задал мне только один вопрос: помогали ли они на прежних должностях в Министерстве экономики решать вопросы БЖД. Получив утвердительный ответ, сразу же принял положительное решение.

Изначально Александр Грецкий был заместителем начальника финансово-экономической службы. Несколько позднее его назначили на вновь введенную в штатное расписание должность заместителя главного экономиста по тарифам и ценам.

При выборе специалистов на ответственные должности Володько обращал внимание на их профессионализм и порядочность. Не уверена, что кто-нибудь, кроме Евгения Ивановича, принял бы на себя смелость взять на работу отставного государственного чиновника высшего ранга. А Володько сделал это и, как всегда, не ошибся. Александр Павлович долгое время занимал разные руководящие должности на Белорусской железной дороге и при других руководителях. Работал до самой пенсии и очень много полезного благодаря своему опыту, знаниям, связям и работоспособности сделал для дороги.

И Юрий Рязанов, и Александр Грецкий стали истинными железнодорожниками, всегда отстаивали интересы Белорусской железной дороги. Специалисты такого уровня в Управлении были очень нужны.

 

Продолжение следует

 

Галина Брычкина

Транспортный вестник

http://transport-gazeta.by/index.php/article/4892/number/31/30-07-2015/magistral-svyazuyuschaya-nit

30.07.2015

К списку новостей за 2015 год