Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Технические регламенты Таможенного союза: взгляд перевозчиков

28 ноября 2014

Технические регламенты Таможенного союза вступили в силу не так давно – 2 августа 2014 года, однако этот вопрос начал беспокоить три стороны – Россию, Беларусь и Казахстан – задолго до этой даты.

Каждая страна-участник Таможенного союза внесла свой вклад в разработку необходимых регламентов. Что изменилось для ОАО «РЖД», ГО «БЖД», АО «КТЖ»? Какие появились задачи и вызовы перед компаниями в связи с внедрением новой системы техрегулирования? На эти и другие вопросы журнал «Техника железных дорог» попросил ответить Валентина Гапановича, главного инженера, старшего вице-президента ОАО«Российские железные дороги» и Валерия Шубадерова, главного инженера ГО «Белорусские железные дороги». К сожалению, главный инженер АО «КТЖ» Серик Толебаев не смог найти время, чтобы дать ответ в рамках данного выпуска журнала.

- В августе этого года вступили в силу технические регламенты ТС, задавшие новые условия в работе железнодорожного транспорта. С вашей точки зрения, нужны ли были эти изменения? Если да, то почему?

Валентин Гапанович: Железные дороги являются частью мировой транспортной системы, и шаги по сближению систем технического регулирования на железных дорогах «пространства 1520» предпринимались и раньше. Так, в 2009 году железнодорожными администрациями стран СНГ, Латвийской, Литовской и Эстонской Республик был подписан Меморандум о сотрудничестве в области обеспечения единства системы технического регулирования. В рамках исполнения этого меморандума, в частности, была организована разработка стандартов на уровне Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации. Вопрос о необходимости принятия технических регламентов был положительно решен на уровне трех государств в момент принятия Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 и утверждения Графика разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза от 08.12.2010. Задача железных дорог, изготовителей железнодорожной техники и других заинтересованных сторон состояла лишь в качественном наполнении технических регламентов и соответствующих стандартов. Учитывая, что технические регламенты Таможенного союза способствуют развитию интеграционных процессов в экономике, сохранению единого технологического пространства железных дорог и сближению систем технического регулирования, их принятие, безусловно, стало нужным и важным шагом.

Валерий Шубадеров: Необходимость в повышении роли технического регулирования на железнодорожном транспорте возникла практически сразу после распада СССР. Определенная работа в этом направлении проводилась железнодорожными администрациями в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества: был утвержден перечень железнодорожной продукции, подлежащей обязательной сертификации, разработаны основные принципы формирования системы обязательной сертификации железнодорожной техники государств СНГ и Балтии, на основе которых принято Соглашение о проведении согласованной политики по сертификации железнодорожной продукции, переработанное впоследствии в Концепцию проведения согласованной политики по оценке соответствия железнодорожной продукции. Важным шагом явилось подписание в мае 2009 года в Сочи Меморандума о сотрудничестве железнодорожных администраций государств-участников СНГ и Балтии в области обеспечения единства системы технического регулирования на «пространстве 1520». С принятием этого документа начались практические шаги к разработке технических регламентов в области железнодорожного транспорта. Предполагалось, что они будут едины для государств колеи 1520 мм.

- Как именно новые техрегламенты касаются вашей компании как перевозчика и владельца инфраструктуры, и какие изменения они внесут в ее деятельность?

В.Г.: Требования технических регламентов ТС «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» обязательны при проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке, приемке и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, строительство которых закончено при разработке и изготовлении подвижного состава, а также оценке соответствия продукции. Учитывая область деятельности технических регламентов, изменения в деятельности компании в первую очередь направлены на учет новых требований к перечисленным важнейшим этапам жизненного цикла продукции.

В.Ш.: Деятельность «Белорусской железной дороги» как перевозчика и владельца инфраструктуры в той или иной степени связана с объектами технического регулирования практически всех регламентов Таможенного союза. Это ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», ТР ТС020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» и др. Нельзя говорить о том, что вступление в силу техрегламентов в области железнодорожного транспорта кардинально изменило всю систему поставки железнодорожной продукции на железную дорогу в Беларуси. С 2004 года на дороге действует приказ, обязывающий организации дороги изготавливать и закупать железнодорожную продукцию, перечень которой утверждается начальником дороги только при наличии сертификатов на соответствие требованиям безопасности на железнодорожном транспорте. С 2013 года перечень этой продукции приведен в полное соответствие с перечнем, определенным техническими регламентами. Так что дорога, как потребитель продукции, и изготовители уже готовы к введению регламентов. Конечно, определенные изменения со вступлением в силу регламентов все же будут. Например, работы по оценке соответствия железнодорожной продукции согласно нормативно-правовой базе Таможенного союза имеют право проводить только органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) государств-участников ТС.

- Какое участие принимала ваша компания в разработке данных и стандартов?

В.Г.: ОАО «РЖД» принимало самое непосредственное участие в разработке технических регламентов в области железнодорожного транспорта, причем как в финансовом, так и в организационном плане. Как известно, в 2010 году Правительством Российской Федерации были утверждены национальные технические регламенты, которые в дальнейшем стали базой для разработки технических регламентов Таможенного союза. Стоит отметить, что разработанные технические регламенты сами по себе стали инновацией. Раньше подобных нормативных документов в области железнодорожного транспорта просто не существовало. Отдельного внимания заслуживает вопрос разработки стандартов, добровольное применение которых обеспечивает соблюдение требований технических регламентов. Таких стандартов было разработано порядка трехсот, они в необходимой мере содержат требования безопасности и методы контроля этих требований. ОАО «РЖД» взяло на себя основную долю расходов по разработке нормативной базы, и эта работа продолжается. Уже сейчас на эти цели направлено около 600 млн. руб. Хочу подчеркнуть, что успешное решение задач по формированию общей нормативной базы в сравнительно небольшие сроки стало возможно только благодаря совместным усилиям железных дорог Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также изготовителей железнодорожной техники. И в этой области железнодорожники тоже показали пример слаженной работы.

В.Ш.: Разработка ТР ТС в области железнодорожного транспорта была поручена российской стороне, но и Республика Беларусь принимала самое активное участие в обсуждении проектов технических регламентов на всех этапах их разработки. Одной из самых значимых и масштабных задач в области технического регулирования на железнодорожном транспорте была и остается разработка стандартов, взаимосвязанных с техническими регламентами. Причем речь идет о создании инновационных стандартов, требования которых должны соответствовать самому современному международному уровню. Разработка этих документов осуществляется в рамках межгосударственного технического комитета МТК 524 «Железнодорожный транспорт». Специалисты Белорусской железной дороги входят в состав всех 16 подкомитетов МТК 524. Белорусской стороной разработано 9 межгосударственных стандартов и рассмотрено более 250 стандартов под ТР ТС за период 2012-2014 годов. По всем из них были подготовлены аргументированные предложения, учитывающие требования белорусских производителей железнодорожной продукции. Работа БЖД включает не только взаимодействие по разработке стандартов в рамках МТК, но и сотрудничество в рамках рабочей группы России, Беларуси и Казахстана по разработке нормативных и технических документов для применения на железнодорожном транспорте общего пользования, а также сотрудничество с представителями стран-членов Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) в части анализа взаимосвязи между железнодорожными системами, входящими и не входящими в ЕС, с шириной колеи 1520 (1524) мм и 1435 мм.

- Все ли условия, отраженные в регламентах, вас устраивают? Если вы с чем-то не согласны, то почему?

В.Г.: Прежде чем ответить на этот вопрос, надо напомнить, что при разработке технических регламентов учитывались мнения и интересы трех стран, включая различные органы государственной власти. Далее проекты технических регламентов проходили публичное обсуждение, в котором активное участие принимали непосредственно железные дороги, изготовители продукции, прочие представители бизнеса и заинтересованные стороны. Окончательная редакция технических регламентов, а также порядок их ввода и применения формируется утверждающим исполнительным органом – Комиссией Таможенного союза с учетом требований и обязательств межгосударственной договорно-правовой базы Таможенного союза. В результате всегда получается некий компромиссный вариант, учитывающий интересы всех участвующих сторон, но полностью каждую в отдельности не устраивающий из-за разности интересов, что в общем является нормой в законотворчестве. Если говорить об условиях технических регламентов, которые уже сейчас предлагает изменить ОАО «РЖД», что, кстати, поддерживается ГО «БЖД», АО «НК «КТЖ» и изготовителями железнодорожной техники, то они касаются применения схем сертификации. Анализ схем сертификации, установленных в технических регламентах, показал, что они вызывают значительную финансовую нагрузку на изготовителя при ежегодном инспекционном контроле производства, который предлагается проводить путем испытаний продукции в аккредитованной лаборатории. При этом не будет достигнута основная цель инспекционного контроля – оценка стабильности производства сертифицированной продукции с требуемым качеством из-за отсутствия контроля непосредственно на самом производстве. Решение этой проблемы очень простое – достаточно применить в качестве базовых типовые схемы сертификации, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 621, дающие существенную экономию финансовых и временных затрат без снижения качества оценки соответствия. Вторая проблема, вызванная вступлением в силу технических регламентов, связана с отказом федеральных органов исполнительной власти от практики продления срока службы подвижного состава. В Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011) установлена область его применения, в соответствии с которой он распространяется на вновь разрабатываемый (модернизируемый), изготавливаемый железнодорожный подвижной состав и его составные части. Технический регламент не содержит запрета на продление срока службы подвижного состава после ремонта, тем не менее, Минтранс России и Росжелдор принимают только один вид продления срока службы – после проведенной модернизации. Решение этой проблемы прежде всего возможно путем устранения неоднозначных формулировок и противоречий в самом техническом регламенте, а также в дальнейшем необходимо изменить соответствующие стандарты и национальные нормативные документы.

В.Ш.: Белорусская железная дорога при реализации инновационных проектов по приобретению современного подвижного состава, элементов инфраструктуры пользовалась услугами испытательных центров других государств. Например, Балтийский испытательный центр, имея современную мощную испытательную базу, проводил испытания электропоездов производства швейцарской компании Stadler, дизель-поездов польского производства и др. Со вступлением в силу ТР ТС, как уже отмечалось выше, работы по оценке соответствия имеют право проводить только организации Таможенного союза. К сожалению, на сегодняшний день испытательная база Республики Беларусь не в полном объеме обеспечивает проведение испытаний железнодорожной продукции.

- Внедрение техрегламентов предполагает переходный двухлетний период. Что необходимо сделать вашей компании до 1 августа 2016 года?

В.Г.: В отличие от Республики Беларусь и Республики Казахстан, в Российской Федерации система обязательной сертификации продукции железнодорожного транспорта существует уже давно. Основу технических регламентов Таможенного союза составляют требования российской системы сертификации, и по этой причине для Российской Федерации технические регламенты действуют фактически в полном объеме, поэтому условия переходного периода востребованы главным образом нашими партнерами.

В.Ш.: Со дня вступления в силу ТР ТС, то есть со 2 августа 2014 года, в государствах Таможенного союза прекращается выдача органами по сертификации национальных документов об оценке (подтверждении) соответствия ранее установленным обязательным требованиям. С этого момента выдаются сертификаты соответствия ТР ТС и регистрируются декларации о соответствии ТР ТС только теми органами по сертификации, которые включены в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ТС (Единый реестр). На сегодняшний день в Республике Беларусь аккредитован на проведение работ по подтверждению соответствия требованиям ТР ТС в области железнодорожного транспорта и внесен в Единый реестр только один орган по сертификации. Конечно, этого совершенно недостаточно. Основным фактором, сдерживающим проведение работ по аккредитации (расширению области аккредитации) на соответствие техническим регламентами Таможенного союза, является отсутствие в полном объеме стандартов, взаимосвязанных с техническими регламентами. Белорусская железная дорога заинтересована в наличии в республике мощной современной испытательной базы, которая позволила бы в полном объеме закрыть все вопросы по испытаниям железнодорожной продукции, производимой в первую очередь предприятиями страны. Актуальным является вопрос дооснащения и расширения области аккредитации на ТР ТС испытательного центра объектов железнодорожного транспорта Белорусской железной дороги. Чтобы избежать больших финансовых затрат на создание специального испытательного полигона, принято решение о проведении ходовых испытаний подвижного состава на участках пути действующих линий Белорусской железной дороги. Восемь таких участков уже аттестованы.

- С вашей точки зрения, какие в перспективе появятся задачи и вызовы перед компанией в связи с внедрением новой системы техрегулирования и как их решать?

В.Г.: 1 января 2015 года вступает в силу договор о Евразийском экономическом союзе. В этой связи приоритетные задачи и вызовы будут связаны с необходимостью дальнейшей интеграции в области технического регулирования на железнодорожном транспорте. Любую систему технического регулирования нельзя рассматривать обособленно от других систем нормативного и правового регулирования. Если национальное законодательство стран Таможенного союза будет предусматривать различные меры ответственности за нарушение технических регламентов и различные финансовые риски для участников перевозочного процесса, то такая система технического регулирования не будет эффективной. Договорно-правовой базой Таможенного союза предусмотрено взаимное признание аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия. Однако очень важно, чтобы в единый реестр аккредитованных лиц включались организации, прошедшие аккредитацию по единым правилам и критериям. Среди разрабатываемых стандартов уже можно отметить те из них, которые, по нашему мнению, во многом будут определять систему технического регулирования Таможенного союза. Это стандарты ISO/IEC 17065:2012, MOD «Требования к органам по сертификации железнодорожной продукции и общие требования к их аккредитации» и ISO/IEC 17025:2005 «Требования к испытательным лабораториям (центрам) железнодорожной продукции и общие требования к их аккредитации». Их соблюдение обеспечивает гарантии того, что органы по сертификации железнодорожной продукции и испытательные лаборатории (центры) действуют единообразно, компетентно и ответственно, облегчая тем самым признание результатов их деятельности на едином пространстве колеи 1520 мм и, таким образом, содействуя развитию международной торговли. Также нами впервые предложен особый порядок разработки и постановки на производство инновационного подвижного состава. Для его реализации создается комплекс стандартов, предусматривающих подготовку обоснования безопасности применяемых технических решений, требования к опытной партии (образцу), включая методы контроля и объем испытаний, необходимые для доказательства безопасности подвижного состава. В целом решить любые будущие задачи технического регулирования можно через договоренности, достигнутые на уровне Евразийского экономического союза, дальнейшую гармонизацию национальных законодательств и разработку межгосударственных стандартов.

В.Ш.: В 2014 году должно быть завершено формирование основ технического регулирования на железнодорожном транспорте в рамках Таможенного союза. Перечислю основные задачи Белорусской железной дороги в данной области. Итак, нужно обеспечить соблюдение требований ТР ТС с использованием обновленных документов по стандартизации и правил по подтверждению соответствия продукции; обеспечить контроль за продукцией железнодорожного назначения через измерения, испытания, внедрение современного технологического и испытательного оборудования, создание и развитие испытательных центров (лабораторий). Кроме того, необходимо продолжить работы по выработке согласованных направлений сотрудничества, вопросам нормативного обеспечения в рамках МТК 524 и в рабочих группах; обеспечить плановую разработку и актуализацию стандартов Белорусской железной дороги, при этом повысив уровень гармонизации стандартов с международными и европейскими нормами, а также продолжить обучение специалистов. Важными составляющими нашей работы станут содействие инновационной деятельности, адаптация технической документации в рамках реализации инвестиционных проектов по обновлению подвижного состава. Для обеспечения работы всей сети на «пространстве 1520» с необходимым уровнем безопасности должны быть едины во всех странах сети требования безопасности и методы оценки параметров, определяющих безопасность в эксплуатации. Это означает, что, во-первых, технические регламенты Таможенного союза тем или иным способом должны быть введены во всех этих странах и, во-вторых, всеми странами сети должна быть создана и согласована процедура оценки соответствия продукции этим регламентам.

 

Техника железных дорог

2014 № 4

http://advis.ru/php/view_news.php?id=B6EE3B5E-72F2-8B48-BBDE-CEB7945F9A21

27.11.2014 09:48

К списку новостей за 2014 год