Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

…Есенин здесь служил

26 июня 2014

Для большинства из нас вокзал — здание для обслуживания пассажиров. Но сколько интересного на самом деле видели наши вокзалы…

В 1900 году Николаем II было принято положение, которое предусматривало строительство железной дороги от Витебска до Жлобина. Этот путь должен был пролегать через Могилев. Первоначально станция Могилев задумывалась как пассажирская. С ростом промышленных объектов в городе и развитием торговых связей она была вовлечена и в грузоперевозки.

 

Вокзал был торжественно открыт в 1902 году под звуки оркестра. Здание напоминало дворец. Во внешнем объеме выделялись три застекленных фонаря верхнего освещения: центральный — над вестибюлем и два боковых — над пассажирскими залами.

Немногочисленные пассажиры, прибывающие в Могилев, через вокзал выходили на привокзальную площадь и уезжали на конном транспорте. Для подвоза граждан к станции была создана первая в Беларуси конка, или конно-железная дорога. Интересные сведения нам удалось почерпнуть с официального сайта Белорусской железной дороги. Так, два первых таксомотора, курсирующих по Могилеву с 1911 года, принадлежали деду художника Марка Шагала Самуилу Сагалу, а в 1914–1915 гг. на станции в должности военного санитара служил поэт Сергей Есенин.

Отдельно хотелось бы отметить, что конно-железная дорога пролегала от железнодорожного вокзала до Губернской площади с проложенными рельсами. Этот вид транспорта пользовался у горожан большим спросом. В дореволюционном Могилеве черта города заканчивалась в районе ул. Миронова, и, чтобы добраться до вокзала, нужно было преодолеть примерно два километра. Это небольшое расстояние, если передвигаться налегке.

Вагоны конки ходили регулярно к прибытию поездов, доставляя пассажиров на вокзал и обратно. Этот вид транспорта просуществовал до 1935 года — первые автобусы вытеснили конку.

Возвращаясь к рассказу о вокзале, нельзя обойти общеизвестный факт, что во время Первой мировой войны, в августе 1915 года, в Могилев была перенесена Ставка Верховного командования русской армии. Естественно, царский поезд находился в специально сооруженном тупике на станции. Осенью того же года впервые Могилев посетила императрица с детьми. Предполагается, что тупик размещался в северной части вокзала, где сейчас находится разворотное кольцо троллейбуса № 4, с выездом на шкловское шоссе.

В 1917 году, после Февральской революции, Николай II вернулся в Могилев полковником Романовым, а не императором. И 8 марта 1917-го с Могилевского вокзала он выехал в Царское Село, где был арестован.

С началом Великой Отечественной войны вокзал Могилев был одним из ключевых мест, куда прибывали военные эшелоны с техникой и солдатами, а на восток уходили составы с оборудованием и мирным населением. Война не обошла стороной и здание вокзала, которое было серьезно разрушено. Однако спустя год после освобождения Могилева его капитально отремонтировали.

За свою 110-летнюю историю здание вокзала несколько раз капитально ремонтировалось. В 1956 году был построен пешеходный мост над железнодорожными путями, в 1966-м — новое здание билетных касс.

Облик железнодорожного вокзала окончательно сформировался в 2004 году, когда была произведена реконструкция всего комплекса. Удалось сохранить его старейшую часть с высокими сводами потолков в зале ожидания, восстановлено былое декоративное убранство. Здания билетных касс и багажного отделения облачены в стекло, в котором отражается привокзальная площадь.

 

Вера Образцова

Транспортный вестник

26.06.2014

К списку новостей за 2014 год