БЖД намерена померяться скоростями с воздушным транспортом
13 декабря 2013
Развитие электрификации Белорусской железной дороги (БЖД) позволит повысить эффективность железнодорожных перевозок, повысить их скорость и снизить нагрузку на экологию страны.
Плановые километры
«Развитие Белорусской железной дороги мы связываем именно с электрификацией и расширением полигона электрифицированных железнодорожных путей: использование электрической тяги на железнодорожном транспорте обусловлено ее экономичностью и эффективностью», — подчеркнул Начальник БЖД Владимир Морозов.
В настоящее время протяженность магистральных линий железной дороги в Беларуси составляет 5,5 тыс. км, из них 0,9 тыс. км, или 16%, электрифицированы. На электрифицированных участках выполняется 25% грузооборота и 30% пассажирооборота.
Госпрограммой развития железнодорожного транспорта Беларуси до 2015 года предусмотрена электрификация участков Гомель-Жлобин-Осиповичи и Жлобин-Калинковичи, Молодечно-Гудогай-Госграница, а также обходов Минска Колодищи-Шабаны и Гатово-Михановичи. Общая протяженность участков, запланированных к электрификации в 2011–2015 годах, составляет 387 км. Это позволит довести долю электрифицированных железнодорожных линий на белорусской магистрали до 23%.
В перспективе до 2020 года планируется проработать вопросы электрификации участков Жлобин-Могилев-Орша-Витебск, Заольша-Витебск-Полоцк-Бигосово, Гомель-Терюха-госграница (на Чернигов) и Калинковичи-Барбаров-Словечно-госграница (на Коростень). Общая протяженность данных участков составляет более 630 км. БЖД ведет переговоры с железнодорожными администрациями Латвии, Украины и России об электрификации приграничных участков.
По словам Начальника БЖД, с 2010 года на электрификацию направлено около Br500 млрд. инвестиций. «В общей сумме инвестиций БЖД это составляет почти 15%", — пояснил он.
Выгоды от электропоездов
«Электрификация железнодорожных линий — это часть работы белоруской магистрали по повышению качества обслуживания пассажиров и конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках транспортных услуг», — подчеркнули в Управлении БЖД.
Там пояснили, что главными преимуществами электрификации являются сокращение эксплуатационных расходов дороги, прежде всего, затрат на оплату энергоресурсов для тяги поездов. Кроме того, электрификация способствует увеличению технической и маршрутной скорости движения грузовых и пассажирских поездов, повышение весовых норм провозки грузов.
Так, по оценке специалистов БЖД, себестоимость перевозок на электрифицированных участках снизится на 26%, потребление топливно-энергетических ресурсов — на 15%, на 19% повысится весовая норма поездов, на 24% возрастут техническая и маршрутная скорости движения грузовых и пассажирских составов.
«Электрическая тяга, в отличие от тепловой, более экономична», — подчеркнули в Управлении БЖД. При этом Белорусская железная дорога особые надежды связывает с введением в эксплуатацию в Беларуси АЭС, вырабатываемая которой электроэнергия будет дешевле, производимой в настоящее время. Использование на железной дороге электротяги также снизит зависимость от импортируемых энергоносителей.
«Электрификация также решает и экологические проблемы: при эксплуатации электровозов снижаются выбросы вредных веществ в атмосферу, уменьшается уровень загрязнения территорий депо и станций нефтепродуктами, шумовая и вибрационная нагрузка от локомотивов», — подчеркнули в Управлении БЖД. «Это актуально, поскольку линии проходят по сельхозугодиям, лесам, а также через населенные пункты», — заметили там.
Конкуренты самолетов
По утверждению специалистов БЖД, электрификация позволяет использовать современные виды подвижного состава и коренным образом изменяет условия работы локомотивных бригад. «С переводом поездов на электрическую тягу появляется возможность развивать высокоскоростное движение по железной дороге», — подчеркнули в управлении БЖД, обращая внимание на связь скорости транспортного сообщения с эффективностью экономических связей и подвижностью населения.
«Значимым социальным эффектом электрификации является сокращение общепринятого на транспорте показателя — непроизводительные потери пассажиров», — подчеркнули в Управлении БЖД. По словам специалистов, в связи с увеличением скорости движения поездов и повышением комфортности перевозок, достигаемых благодаря использованию современного подвижного состава на электрифицированных участках, «сокращается время нахождения пассажиров в пути, снижается транспортная усталость». «Таким образом, люди экономят силы, которые раньше затрачивали на передвижение, повышается их активность», — пояснили специалисты.
В частности, после электрификации появится возможность использования современных электропоездов в местном сообщении для ускоренного регионального движения, что обеспечит увеличение объема перевозок пассажиров в местном сообщении на 9-12%.
По информации Начальника БЖД В. Морозова, на ближайшие годы стоит задача «с расширением полигона электрификации обеспечить время нахождения в пути в сообщении со всеми областными центрами, за исключением Гродно, где процесс будет немного дольше, не более 3 часов».
В Управлении БЖД констатировали, что «за счет сокращения непроизводительных потерь пассажиров социальный эффект при электрификации в сфере пассажирских перевозок, по экспертной оценке, может ежегодно составить десятки миллионов долларов».
При этом там подчеркнули, что благодаря электрификации и модернизации инфраструктуры «скорости, реализуемые при пассажирских перевозках, смогут соперничать даже со скоростями воздушного транспорта».
http://www.interfax.by/article/1143564
12.12.2013
К списку новостей за 2013 год