Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Билет в 1913 год

13 сентября 2013

Представим, что нам выпала возможность сесть в поезд и совершить путешествие во времени. Конечная остановка — губернский Минск столетней давности. Итак, поехали в сентябрь 1913 года

Маршрут: железнодорожный вокзал — Привокзальная площадь — Петербургская улица — Захарьевская улица — Губернаторская улица — Александровский сквер.

 Дореволюционная Захарьевская улица начиналась от современной площади Мясникова, дальше шла по Советской, через площадь Независимости около Красного костела и дореволюционных домов № 17 и 19 по Советской улице, домов № 12 и № 9 по улице Володарского, дальше от дома № 2 по улице Городской Вал и затем вдоль проспекта Независимости.

Железнодорожный вокзал.

Паровоз, протяжно свистнув и выпустив клубы пара, замедлил ход. Конечная станция — Минск. Открылись двери. Перед нами вокзал. Это не привычное ныне огромное здание из стекла и бетона, а небольшой кирпичный одноэтажный домик, растянувшийся на всю ширину платформы. Вход в него венчают две двухэтажные башни. По перрону снуют носильщики, предлагая за несколько копеек отнести багаж к извозчику. Впереди — Привокзальная площадь. Ничего общего с современной. Лишь форма та же — прямоугольная. Нет здесь «Ворот города», машин такси и подземных переходов. Вместо этого ровная площадка, застроенная одно- и двухэтажными домами. На площади извозчики зазывают приезжих.

Привокзальная площадь — разворотное кольцо конки.

Но мы пройдем мимо извозчиков и направимся к гордости Минска тех лет — конно-железной дороге. На Привокзальной площади находилось ее разворотное кольцо. Не стоит искать остановку — ее нет. Заходим в вагончик, который ожидает пассажиров. Занимаем место у окна, заплатив кондуктору пять копеек. И вот вагон заполнился. Кучер щелкнул хлыстом, и лошадь зацокала копытами по булыжникам, выложенным между рельсами.

Петербургская улица (ныне Ленинградская).

Вагон покачивается из стороны в сторону. В нем 25 сидячих мест, еще 8 пассажиров могут ехать стоя, ожидая, когда освободится место. Правда, происходит это не часто. Большинство едет до центра — в район, где сегодня ГУМ, площадь Свободы.

Поворот на Петербургскую улицу (ныне Ленинградскую). Вместо корпусов БГУ — жилая застройка и депо конки. Там конюшня, где ночуют лошади.

Следующий поворот — на Коломенскую (ныне Свердлова).

Захарьевская улица (ныне проспект Независимости).

Выруливаем на Захарьевскую. Она абсолютно не похожа на современный проспект Независимости. Чтобы представить, каким он был в 1913-м, сходите на нынешнюю улицу Советскую. Это единственный сохранившийся до наших дней участок дореволюционной застройки Минска.

По центру Захарьевской пролегли два пути конки, чтобы вагоны могли двигаться, не мешая друг другу. Из-за этого извозчикам приходится держаться правой стороны. По мощеной мостовой громыхают телеги и кибитки, по тротуарам идут прохожие. Кучер постоянно окрикивает перебегающих дорогу минчан. Здесь нет пешеходных переходов, нет правил дорожного движения. Есть только предписания городской управы, которые кое-как выполняются. Вдоль тротуара высятся столбы, на которых километры проводов. Электрические фонари висят на растяжках над самым центром улицы, освещая путь конке.

Из окна вагона можно рассматривать прохожих, которые идут по тротуару. Это и неспешно прогуливающиеся молодые чиновники, и разодетые по последней моде барышни. Проскочила парочка гимназистов. На углу стоит мальчишка-газетчик. Под носом красуется темная полоса — непременный атрибут всех газетчиков, у которых в типографской краске не только руки, но и лица. Есть среди публики рабочие, беспризорники, нищие. Последние, оглядываясь по сторонам, остерегаясь полицейских или городовых, просят милостыню. Захарьевская притягивает их. Но и блюстители порядка не спят, ловят попрошаек и назойливых продавцов. Вот городовой ведет в ближайший полицейский участок торговца фруктами. Там на него составят протокол за то, что продавал вкусный товар в запрещенном управой месте.

Вдоль улицы стоят двух- и трехэтажные кирпичные дома. Первые этажи заняты всевозможными лавками и магазинчиками. Фасады пестрят рекламными вывесками. Практически с каждого дома свисают объявления на разных языках, зазывающие прохожих. Тут гостиницы, аптеки, продуктовые и промышленные магазины, лавки, кондитерские. Глаза разбегаются от рекламного изобилия.

Улица Губернаторская (ныне улица Ленина).

Вагончик начинает сбавлять ход. Кондуктор предупреждает, что скоро поворот на Губернаторскую. Здесь нам выходить, как и большинству пассажиров. Вагон останавливается. По правилам это должно происходить на любом участке пути по требованию пассажиров, но на деле кучер ограничивается лишь уменьшением хода. Вот и приходится прыгать на мостовую. Дамы не исключение. Осторожно сходим с подножки, глядя под ноги. Большинство транспортных средств Минска на одной или двух живых лошадиных силах. Поэтому дороги обильно сдобрены навозом.

Быстро перебегаем дорогу. Извозчики знают этот оживленный перекресток и сбрасывают скорость до минимальной. Лучше медленно проехать, чем попасться городовому, несущему тут службу. Он следит за порядком, стоя на перекрестке. Неподалеку специальная будка, где он греется в непогоду.

Александровский сквер.

Перепрыгиваем через рындшток — канаву для отвода воды — и по тротуару идем в Александровский сквер. Вокруг витает смесь всевозможных запахов: пахнет ароматной выпечкой из «Константинопольской кондитерской», печным дымом, свежей древесиной, которой нагружена одна из проезжающих повозок, дамским парфюмом вперемешку с папиросным дымом ее кавалера. А вот и сад. Его не узнать. Прямо за входом высится часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. Ее возвели в память о чудесном спасении государя императора Александра II от опасности в 1866 году, когда на него было совершено первое покушение. В глубину парка ведут аккуратные дорожки. Пройдемся в тиши до знаменитого фонтана. В 1913 году он был окружен оградой. Но кроме мальчика с лебедем, которых и сегодня видим на пьедестале, фонтан украшали и другие персонажи — бронзовые лягушки, расположенные по окружности.

Вдруг раздается автомобильный гудок. У входа в парк с октября 1912 года располагалась стоянка такси. А вот и «Форд» под № 2. За рулем — водитель Ефим Аранович. Протягиваем рубль: «На Золотую Горку». Меньше давать нет смысла — автомобилей в Минске всего четыре. Так что их владельцы сами решают, сколько брать с пассажира. А Золотая Горка — это уже заречная часть.

Водитель прячет деньги и заводит мотор. У него множество тем для разговоров. Молчать за рулем не принято, как и сегодня. «Форд» разворачивается и, изрыгая клубы дыма, мчит по мостовой. Услышав его рев, повозки словно прижимаются к тротуару, а автомобиль гордо едет по центру. «Вот тут крутая горка. С ветерком до Полицейской (ныне улица Янки Купалы) промчим!» — кричит водитель и отпускает педаль газа. Рукой давит клаксон, предупреждая о приближении самоходного экипажа. Пролетели перекресток. По правую руку видим Губернаторский парк и электростанцию, по левую — жилой район Поплава. Это одно- или двухэтажная деревянная застройка, частенько затапливаемая во время весенних разливов Свислочи. Автомобиль бежит вперед, обгоняет вагон конки, свернувший с Полицейской, съезжает по мосту через Свислочь и вновь оказывается в окружении небольших домиков. Впереди Комаровка, заселенная бедняками. Справа высится Золотогорский костел, еще не скрытый за домами. Нет привычных высоток, площади Победы, оперного театра… Отсюда открывается прекрасный вид на город. Слева раскинулся Губернаторский парк. Его легко спутать с настоящим лесом. Велодром, расположенный в центре, скрывается за деревьями.

Прямо по центру лежит Захарьевская. Справа виднеются башни кафедрального собора. Еще правее, за Поплавами, главная головная боль управы — Плебанская плотина. Ее никак не удавалось выкупить из частной собственности и снести, чтобы открыть талым водам беспрепятственный путь по руслу реки и минимизировать ущерб от наводнений. У подножия холма стоят деревянные домики, среди которых спрятан будущий Дом-музей I съезда РСДРП.

Но пора прощаться с дореволюционным Минском. Платим еще один рубль — и водитель везет на вокзал, откуда отправляется поезд, на котором возвращаемся в Минск 13 сентября 2013 года.

В 1913 году фонтан в Александровском сквере был окружен оградой.

Руслан Дмитриев

Минский курьер

http://mk.by/2013/09/13/89276/

13.09.2013

 

К списку новостей за 2013 год