Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

По вокзалу, как по одежке

22 августа 2013

Театр начинается с вешалки, а большой город — с вокзала. И здание, и люди, которые в нем работают, формируют первые впечатления приезжих о местных жителях, их культуре. По вокзалу встречают…

По итогам республиканского смотра санитарного состояния и благоустройства железнодорожных вокзалов, который ежегодно проводит Белорусская железная дорога, в этом году лучшим внеклассным в стране признан Витебский железнодорожный вокзал.

 

Итоги конкурса подводились на основе оценки работы по улучшению благоустройства и санитарного состояния железнодорожных вокзалов и прилегающих к ним территорий, проведенной в 2012–2013 годах. Учитывались архитектурная выразительность вокзалов, оформление фасадов и прилегающих территорий, качество обслуживания пассажиров, повышение уровня и расширение спектра оказываемых услуг. Так что признание — результат огромного труда, проделанного в последние годы специалистами различных профессий по приданию древним воротам Витебска современного вида.

Здание вокзала в Витебске было возведено летом 1866 года (по тем временам оно было величественное), и с тех пор это — неотъемлемая часть жизни города. Он помнит приезжавших сюда Антона Рубинштейна и Ивана Бунина, Софью Ковалевскую и Илью Репина, Сергея Рахманинова и Владимира Маяковского… Почти столетие простояло здание, но Великая Отечественная война беспощадно обошлась с ним. Вокзал — это место, с которого начинается движение, а, как известно, движение — это жизнь. Поэтому уже через 9 дней после освобождения города — 4 июля 1944 года — в Полоцк отправился первый состав. 9 июля открылось движение из Витебска в Москву.

Радость, пришедшая с освобождением, соседствовала с неимоверными трудностями, поэтому восстановили вокзал только в феврале 1952-го. Работали по проекту известного архитектора Бориса Мезенцева. Восстанавливали грамотно, чтобы сохранить исторический колорит, подчеркнуть значимость объекта, его величие.

Железнодорожный вокзал — многолюдный и наполненный событиями, визитная карточка города, место расставаний и встреч. В Витебске он всегда был особенным, обладая каким-то магнетизмом, приковывая к себе внимание издалека. Старожилы помнят, как во время одного из ремонтов на часах, установленных на фасаде, исчезла стрелка. Тотчас посыпались звонки горожан. Оказывается, по вокзальным часам, видным издалека, многие привыкли сверять время.

Кстати, после последней масштабной реконструкции, которая проводилась с 2008 года в несколько этапов, вокзал сохранил свой облик. И старые часы тоже. Даже несмотря на то, что они, скорее, являются элементом архитектуры, а не единственным способом увидеть точное время. Время на вокзале можно узнать практически с любой точки. В этом году в центральной части здания установлено современное информационное табло. Оно состоит из отдельных LCD-панелей и похоже на видеостену с гибким изменением информации и картинки. На табло выводится расписание поездов международных, межрегиональных и региональных линий. Еще время можно узнать на пяти светодиодных табло, которые сообщают об отправлении поездов и установлены на пешеходном мосту. По четыре информационно-справочных светодиодных табло находится на каждой пассажирской платформе. Они тоже отображают расписание движения поездов и данные о наличии свободных мест.

В целом интеллектуальная составляющая Витебского железнодорожного вокзала сегодня не уступает европейским аналогам. Здесь установлена современная система видеонаблюдения, работают платежно-справочные терминалы самообслуживания, при помощи которых можно приобрести билеты на поезда региональных линий эконом-класса.

После реконструкции проектировщикам и строителям удалось совместить элементы старины с современными технологиями и материалами.

Сейчас к услугам пассажиров — шикарный зал ожидания, где можно отдыхать, наслаждаясь журчащей водой, или смотреть телевизор на большом ЖК-мониторе. В этом зале пассажиры в основном собираются ночью, когда ожидают поезда дальнего следования, в частности, в Санкт-Петербург, Киев. Здесь есть Интернет. Wi-Fi и возможность зарядить мобильный телефон. Из развлечений в платном зале — кинотеатр-аттракцион 5D. Пятиминутный сеанс стоит 25 тысяч рублей. Кстати, в большом зале ожидания, как и на всем вокзале, нет батарей отопления. Вместо них установлены современные системы подогрева полов и кондиционирования воздуха.

Серьезной реконструкции подверглись комнаты отдыха для пассажиров. Теперь в них одновременно могут отдыхать до 30 человек. Гостиничный блок состоит из 13 двухместных номеров, имеются номер люкс и комната семейного типа на четыре человека с детской кроваткой. К услугам отдыхающих — душ, туалет, телевизоры, подключенные к сети кабельного телевидения, другие удобства. Комфорт комнат отдыха высоко оценили гости из Италии, Германии, Израиля и других стран.

Подкрепиться и приятно провести время пассажиры могут в ресторане «Северная столица», где предпочтение отдается белорусской кухне. Комплексный обед здесь обходится в среднем в 20-25 тысяч рублей. В полностью реконструированном зале ресторана понравилось отмечать торжества и железнодорожникам, и обычным горожанам.

К услугам пассажиров открылись новые модульные камеры хранения — 137 ячеек с программным обеспечением российского производства. Они намного вместительнее обычных. Кроме того, появилась современная мини-АТС, работающая в автоматическом режиме, открыт новый медпункт, оборудованы комнаты отдыха и душевые для персонала.

Создается впечатление, что вокзальный комплекс превратился в автономную систему, где на высочайшем уровне можно получить все необходимые пассажиру услуги. Например, сходить в парикмахерскую, где работают настоящие мастера своего дела — победители различных международных конкурсов по парикмахерскому искусству.

Витебский вокзал сегодня — это современный комплекс европейского уровня. Ремонтные работы произведены по высочайшим меркам с точки зрения архитектуры, долговечности, инженерного оборудования, современных строительных технологий.

Вокзал трудно представить без здания пригородных касс, которое построено заново и органично вписалось в общий ансамбль. Оно заметно разгрузило основной вокзал. Там установлены терминалы, где можно приобрести билет на любой пригородный маршрут по всей стране. Железнодорожники уверены: за такими терминалами — будущее.

В Витебском отделении Белорусской железной дороги успешно завершена программа по обеспечению безналичных расчетов. Специальными терминалами оснащены все пункты обслуживания пассажиров, и теперь миллиарды рублей проходят по безналичному расчету. В связи с распространением в стране системы безналичных платежей этот показатель может подобраться к ста процентам, как во многих странах Западной Европы.

После реконструкции переходной мост и четыре платформы пассажирской станции стали крытыми. Над ними возвели навесы. Теперь пассажирам не страшны ни дождь, ни снег. Настоящей достопримечательностью стала скульптурная композиция «Встречающие», которая установлена на первой платформе. Бронзовая скульптура Азата Торосяна и Александра Гвоздикова представляет собой даму с цветком и мужчину, смотрящего на карманные часы. Одета встречающая пара по моде начала прошлого века. Примечательно, что на основании монумента указаны не только скульпторы, но и автор идеи композиции — бывший начальник Витебского отделения Белорусской железной дороги Сергей Пахолкин.

Инновации применены и при создании безбарьерной среды. Два панорамных лифта введены для транспортировки инвалидов- колясочников и людей, которым тяжело подниматься по лестнице. По основным входам-выходам для передвижения лиц с ограниченными возможностями предусмотрены пандусы и самораспахивающиеся двери.

Специальными подъемниками оснащен и пешеходный мост: по два — с каждой стороны и четыре — на спусках к платформам.

Начальник вокзала Кирилл Чернов рад такому признанию своей работы и сообщил, что за победу в конкурсе работники вокзала, которые имеют отношение к обеспечению сервиса и санитарного состояния, будут премированы.

Благодаря таким конкурсам путешествовать по железной дороге с каждым годом все комфортнее. А по прибытии на Витебский вокзал всегда охватывает волнующее и теплое чувство: ты — дома!

Геннадий Закржевский

 

Транспортный вестник

22.08.2013

К списку новостей за 2013 год