САПОД: обменяться с «Нафтаном»
20 июня 2013
Для грузовых перевозок на Белорусской железной дороге Гомельским центром Конструкторско-технического центра (КТЦ) разработана и находится в промышленной эксплуатации Система автоматизации подготовки и оформления документов грузовой и коммерческой отчетности (САПОД). В настоящее время ее используют более 150 грузовых станций с комплексной автоматизацией более 800 рабочих мест товарных кассиров и приемосдатчиков.
Применение САПОД на Белорусской железной дороге позволило поднять качество работы по расчетам и оформлению грузовых перевозок на уровень международных стандартов с возможностью перехода на электронный документооборот.
САПОД полностью отвечает требованиям информационной безопасности. Она обеспечивает комплексную автоматизацию рабочих мест, функционирующих в едином информационном пространстве, автоматизацию ведения грузовой и коммерческой отчетности, выполнение любого набора функциональных модулей согласно правам доступа. Система обеспечивает полный технологический цикл формирования документов в соответствии с Правилами перевозок грузов (заявка, перевозочные документы по отправлению, прибытию, вагонный лист, памятка приемосдатчика, акт общей формы, книга уведомлений и т. д.); планирование расходов клиента за счет предварительного расчета стоимости перевозки; сокращение времени оформления перевозки за счет использования технологии обмена электронными данными; программный прием и анализ данных для формирования электронных документов на перевозку груза, используя данные по операциям с вагонами на подъездных путях в условиях реального времени, и т. д.
Информационное взаимодействие САПОД с такими крупными предприятиями, как «Нафтан», «Полимир», Мозырский НПЗ, «Беларуськалий» и др. позволило организовать электронный обмен данными при подготовке документов для организации перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Клиент-серверная архитектура САПОД использует технологии, поддерживаемые основными производителями промышленных операционных систем, с обеспечением масштабируемости, централизованного администрирования и сопровождения, возможностью использования защищенных каналов передачи данных. Систему можно эксплуатировать в различных вариантах:
- автономном (если линии связи плохие), при этом клиентские места и сервер с базой данных (БД) находятся на станции;
- региональном (клиентские места — на станциях, сервер с БД - один на отделение);
- дорожном (клиентские места — на станциях, сервер с БД — один на дорогу).
САПОД зарекомендовала себя как высоконадежная и удобная в эксплуатации, программное обеспечение функционирует в круглосуточном режиме без сбоев.
Для Узбекских железных дорог (УТИ) в Гомельском центре разработана аналогичная адаптированная в соответствии с заказом Система подготовки документов грузовой и коммерческой отчетности СПД ТВК. На УТИ она эксплуатируется в дорожном варианте: клиентские места — на станциях, сервер с БД — один на дорогу.
САПОД, реагируя на развитие рынка, постоянно совершенствуется, в системе появляются новые возможности и функции, в частности, возможен переход на полный безбумажный документооборот с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Немного о дальнейших перспективах развития САПОД. В настоящее время на дороге с задачами грузоперевозок связаны несколько автоматизированных систем (АС) и автоматизированных рабочих мест (АРМ): оформление заявки на перевозку — АС «МЕСПЛАН», электронная перевозка, САПОД, АРМ ТВК; оформление накладных — САПОД, ЕК ИСУФР, АРМ ТВК и т. д. Соответственно документы на перевозку хранятся в разных базах данных, и полный контроль процесса грузоперевозок в реальном времени в целом по дороге практически невозможен. Поэтому по-прежнему актуально создание единой корпоративной АС для обеспечения автоматизации процесса грузоперевозок и работы с клиентами.
Представляется экономически рациональным для этих целей принять за основу и поэтапно развивать систему до корпоративного уровня. Прототипом может служить АС «ЭТРАН» Российских железных дорог или Центр обслуживания клиентов в г. Дуйсбурге (Германия). Специалисты Гомельского центра КТЦ имеют достаточный опыт в области проектирования и создания программных продуктов.
Разработка корпоративной автоматизированной системы на основе САПОД помимо создания основного прикладного программного обеспечения предполагает параллельное решение некоторых задач дорожного уровня. Это — интегрирование с единой дорожной базой данных, подключение внешних пользователей через единую сеть передачи данных и Интернет (дорожный портал), использование ЭЦП с работой напрямую с ключами сертификационного центра, электронный документооборот с другими дорогами, ведение лицевого счета клиента, взаимодействие с другими дорожными ИС и т. д.
Второе направление развития САПОД — возможность создания на ее основе комплексной системы автоматизации работы грузовой станции, формирование в ней дополнительных функций автоматизации, что позволит поднять систему на более высокий технический и технологический уровень.
Ефим Шубин
Транспортный вестник
20.06.2013
К списку новостей за 2013 год