Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Организация движения электропоездов городских линий в Минске

02 ноября 2012

Развитие пассажирских перевозок является одним из приоритетных направлений деятельности Белорусской железной дороги. На протяжении последних лет магистраль обеспечивает положительную динамику перевозок пассажиров. Эта тенденция сохранена и в 2012 г. Объем перевозок пассажиров по итогам I полугодия текущего года составил 116,8% к уровню аналогичного периода 2011 г., пассажирооборот — также 116,8%.

Отдельное внимание уделяется организации перевозок пассажиров в Минске. До недавнего времени железнодорожный транспорт не играл значительной роли в обеспечении внутригородского пассажирского сообщения. Однако интенсивное развитие Минска и прилегающих к нему территорий, ввод в эксплуатацию спортивных объектов мирового уровня и планируемое проведение в столице Республики Беларусь чемпионата мира по хоккею в 2014 г. потребовали новых подходов к организации городских перевозок пассажиров железнодорожным транспортом. В целях повышения качества транспортного обслуживания жителей столицы, привлечения пассажиров на железнодорожный транспорт, уменьшения нагрузки на городской общественный транспорт и дорожную сеть города, улучшения экологической обстановки было принято решение об организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в Минске и в сообщении с городами-спутниками.

Внедрение нового формата пассажирских перевозок

Проект организации в Минске внутригородских перевозок пассажиров железнодорожным транспортом реализуется в рамках внедрения комплексной системы организации перевозки пассажиров, ориентированной на эффективное удовлетворение потребностей населения в транспортном обслуживании и на усиление транспортных связей между регионами. Внедрение на белорусской магистрали нового формата пассажирских перевозок означает качественные изменения не только технических средств для перевозки, но и самой организации движения. Обязательными атрибутами нового формата являются скорость, мобильность, надежность, комфорт, доступность и экологичность.

Правовые рамки создания комплексной системы перевозок пассажиров определены Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2012 г. № 202 «О мерах по развитию перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования». Для перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом Указом установлены следующие виды сообщений:

  • городское (городские линии) — в пределах города Минска, областного центра и за их пределы, но не далее железнодорожных станций (остановочных пунктов), расположенных в городах-спутниках;
  • региональное (региональные линии) — в пределах административных границ области и за ее пределы до железнодорожных станций (остановочных пунктов), расположенных в ближайшем городе областного подчинения смежной области, но не далее ее областного центра;
  • межрегиональное (межрегиональные линии) — между городом Минском и областными центрами, между областными центрами;
  • международное (международные линии) — между Республикой Беларусь и другими государствами;
  • коммерческое (коммерческие линии) — по маршрутам, определяемым заказчиком (юридическим или физическим лицом) на договорных условиях.

Региональные и межрегиональные линии в зависимости от скорости движения поездов и числа остановок в населенных пунктах подразделяются на линии бизнес-класса и экономкласса.

Требования к организации движения, инфраструктуре и подвижному составу, обслуживанию пассажиров регламентирует государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2220-2011 «Перевозки пассажирские поездами межрегиональных, региональных и городских линий. Общие требования».

Для каждой линии разработаны свои символика, цветовое решение и оформление составов. Знак городских линий — астра на красном фоне.

Открытие 10 сентября 2011 г. регулярного движения электропоездов городских линий ЭПГ по маршруту Минск-Пассажирский-Ждановичи — Беларусь, которое связало столицу с ближайшей пригородной зоной и городом Заславль, стало первым этапом внедрения на Белорусской железной дороге нового формата пассажирских перевозок. С 10 октября 2011 г. поезда городских линий начали курсировать в тестовом режиме на участке Минск-Пассажирский — Колядичи — Руденск; 19 ноября 2011 г. было открыто регулярное движение электропоездов региональных линий бизнес-класса ЭПР по маршрутам Минск — Барановичи — Минск и Барановичи — Брест — Барановичи, 24 декабря — по маршруту Минск — Орша — Минск. Очередным этапом внедрения нового формата пассажирских перевозок стало открытие 1 мая 2012 г. движения в режиме подконтрольной эксплуатации одновагонных дизель-поездов ДП-1 региональных линий экономкласса в Гомельской области на участках Калинковичи — Василевичи — Хойники и Калинковичи — Словечно.

Модернизация инфраструктуры

К реализации проекта по организации в Минске внутригородских перевозок пассажиров железнодорожным транспортом на направлении Минск-Пассажирский — Ждановичи — Беларусь (г. Заславль) Белорусская железная дорога приступила совместно с Мингорисполкомом и Миноблисполкомом в 2009 г. Был разработан и утвержден совместный план действий по организации в Минске внутригородских перевозок пассажиров железнодорожным транспортом. В период с 2009 по 2011 г. на участке Минск-Пассажирский — Ждановичи был уложен третий главный электрифицированный путь, реконструированы первый и второй главные пути; на станциях и остановочных пунктах были построены пассажирские платформы с навесами, пешеходные тоннели под железнодорожными путями с выходами на платформы, служебно-технические и пассажирские павильоны, благоустроена прилегающая территория. Был также сооружен современный комплекс для обслуживания пассажиров на станции Ждановичи. Следует отметить, что финансирование строительства пешеходных тоннелей на остановочных пунктах Масюковщина и Лебяжий осуществлялось с участием бюджета города Минска.

На станции Минск-Северный был организован пересадочный узел различных видов городского транспорта. В результате городские линии железной дороги оказались связаны с обеими линиями минского метрополитена: станция Минск-Пассажирский обеспечивает связь с первой линией (станцией метрополитена «Площадь Ленина»), станция Минск-Северный — со второй линией (станцией метрополитена «Молодежная»).

Современные электропоезда для городских линий

Открытию регулярного движения электропоездов городских линий по маршруту Минск-Пассажирский — Беларусь наряду с масштабной модернизацией инфраструктуры предшествовали приобретение и сертификация современного подвижного состава, создание базы для его технического обслуживания и ремонта, разработка соответствующих нормативных документов.

Поскольку Республика Беларусь не имеет базы для производства электроподвижного состава, 19 марта 2010 г. Белорусская железная дорога заключила контракт со швейцарской компанией Stadler Bussnang AG на поставку 10 четырехвагонных электропоездов семейства Flirt: шести для городских линий и четырех для региональных линий бизнес-класса. Все они поступили на Белорусскую дорогу в 2011–2012 гг.

Белорусская железная дорога не случайно выбрала электропоезда семейства Flirt. Они надежны, экономичны, экологичны и комфортны для пассажиров. Это первый проект компании Stadler Bussnang AG на территории СНГ.

Габариты железной дороги в Республике Беларусь позволили увеличить ширину вагона с 2,88 до 3,2 м. В результате и без того светлый и вместительный салон европейского поезда Flirt в версии, предназначенной для Белорусской железной дороги, стал еще просторнее. Это, в свою очередь, дало возможность выполнить компоновку сидений в электропоезде ЭПГ по системе «2+3», доведя общее их число до 232. В одном из вагонов ЭПГ оборудована многофункциональная зона для людей с ограниченными физическими возможностями, а также для пассажиров с крупногабаритным багажом. В этом же вагоне расположен туалетный комплекс вакуумного типа.

Электропоезд городских линий имеет 12 двухстворчатых электрических раздвижных наружных дверей, находящихся с обеих сторон поезда. Все входные двери оснащены двумя видами выдвижных ступеней, которые обеспечивают удобную и безопасную посадку и высадку пассажиров при высоте посадочной платформы как 550, так и 200 мм. Около каждой входной двери поезда имеется зона с подогреваемым полом, препятствующая скоплению снега и льда и предотвращающая случаи травматизма пассажиров в зимнее время.

Высокая приспособленность к эксплуатации в зимнее время — одна из важнейших особенностей электропоезда ЭПГ. Он оснащен системами кондиционирования воздуха и отопления, адаптированными к климатическим условиям Республики Беларусь. В зимний период отопительная система способна обеспечить температуру воздуха в салонах до плюс 20° С при температуре наружного воздуха до минус 40°С.

Электропоезд ЭПГ имеет и ряд других достоинств: рекуперативное торможение способствует возвращению электроэнергии в сеть и уменьшению износа механических узлов и деталей пневматического тормоза; система жесткой сцепки между вагонами и особая конструкция опоры вагона на тележку обеспечивают плавный ход; пониженный пол электропоезда позволяет быстро осуществлять посадку и высадку пассажиров. Электропоезд оборудован двумя моторными и тремя прицепными двухосными тележками. Четыре тяговых электродвигателя имеют суммарную мощность длительного режима 2000 кВт, максимальная суммарная мощность равна 2600 кВт. Максимальная скорость электропоезда — 160 км/ч, максимальное ускорение при полной загрузке — 1,1 м/с2. Масса электропоезда в снаряженном состоянии составляет 135 т.

В настоящее время техническое обслуживание электропоездов ЭПГ производится в моторвагонном депо Минск. Здесь создан специальный участок, оснащенный 16 подъемниками с компьютерным управлением, что позволяет производить синхронный подъем всех вагонов электропоезда для смены тележек. Депо имеет необходимую материально-техническую базу и высококвалифицированных специалистов для выполнения всех видов технического обслуживания современных электропоездов. Заключен контракт с компаний Talgo (Испания) на приобретение универсального колесотокарного станка с числовым программным управлением, дающего возможность производить обточку колесных пар электропоездов ЭПГ, ЭПР и ЭР9 непосредственно под подвижным составом.

Продвижение услуги

Отдельное внимание в ходе реализации проекта было уделено построению обратной связи с потребителями новой услуги, на мнение которых Белорусская железная дорога ориентировалась при организации внутригородских перевозок. Поскольку пассажирам предоставляли не просто новый вид транспорта, а новый продукт европейского уровня, его продвижение на рынок требовало системного подхода.

Одним из направлений построения обратной связи с потребителем услуги стала работа с общественностью, освещение всех этапов реализации проекта в СМИ. Использовались разнообразные формы освещения этапов реализации проекта: брифинги, интервью, пресс-конференции, пресс-туры и др.

Одним из примеров публичного обсуждения новой услуги стало проведение в декабре 2010 г. республиканской конференции «Пассажирским перевозкам — новый формат» с участием представителей органов государственной власти и управления. Мероприятие, проходившее в телевизионном формате, включало в себя краткие содержательные выступления участников конференции, блиц- интервью, видеосюжеты. В том же месяце был организован брифинг начальника Белорусской железной дороги для представителей СМИ по вопросам внедрения нового формата пассажирских перевозок.

Первый электропоезд ЭПГ прибыл в Республику Беларусь 11 февраля 2011 г. В марте состоялась его презентация в Минске с участием официальных лиц, а также жителей и гостей столицы. Это событие получило широкий резонанс в прессе и вызвало множество положительных отзывов потенциальных пассажиров.

С вводом летнего графика началась тестовая эксплуатация нового электропоезда с пассажирами на участке Минск-Пассажирский — Беларусь. В ее процессе был проведен мониторинг новых видов услуг и выработаны принципы обслуживания пассажиров в электропоездах ЭПГ, в их числе реализация проездных документов в салонах электропоезда, предоставление современного уровня сервиса, комфорта, информационного обслуживания и доступности для всех категорий населения. Эти мероприятия позволили определить социальную структуру пассажиров, узнать их основную возрастную группу и род деятельности. Кроме того, были намечены основные направления дальнейшей работы по организации движения электропоездов городских линий, включавшие в себя как социальные, так и технические аспекты.

С марта 2010 по сентябрь 2011 г. было подготовлено и распростра­нено более 20 информационных сообщений, 10 пресс-релизов, ряд фото- и видеоматериалов, касающихся организации внутригородских перевозок. В результате за указанный период в СМИ вышло более 100 информационных материалов на эту тему. Согласно проведенному анализу, практически все они содержали положительную оценку новой услуги.

Обратная связь с пассажирами осуществлялась и в рамках маркетинговых исследований, в том числе с использованием интерактивных порталов для голосования в сети Интернет, в ходе которых задавался спектр вопросов и систематизированных вариантов ответов. Полученные от респондентов данные позволили определить степень удовлетворенности услугой.

Перспективы дальнейшего развития проекта

В 2012–2015 гг. развитие проекта городских линий будет продолжено на направлениях Минск — Руденск и Минск — Смолевичи. С этой целью Белорусской железной дорогой совместно с Мингорисполкомом и Миноблисполкомом разработан план-график развития городских линий в городе Минске до 2015 г. В рамках этого документа, утвержденного Правительством Республики Беларусь, на указанных направлениях запланировано выполнение следующих мероприятий:

  • реконструкция станций и остановочных пунктов, в том числе пассажирских платформ с устройством навесов над ними, а также строительство подземных пешеходных переходов в целях обеспечения удобных и безопасных условий для пассажиров;
  • строительство третьих главных электрифицированных путей на отдельных участках, модернизация контактной сети, устройств автоматики, телемеханики и связи, что позволит увеличить пропускную способность железнодорожных линий; " устройство ограждения трехпутных участков в целях обеспечения безопасности движения поездов.

Кроме того, Белорусской железной дорогой во взаимодействии с Мингорисполкомом и Миноблисполкомом будет продолжена работа по интеграции городских железнодорожных линий в сеть городского и пригородного пассажирского транспорта. Предусматривается проведение мероприятий по улучшению подвоза пассажиров к железнодорожным станциям и остановочным пунктам.

 

А. А. Зайцев

Железнодорожный транспорт
2012 № 10

К списку новостей за 2012 год