Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

К 150-летию Белорусской железной дороги. Оккупация

15 ноября 2012

К началу сентября 1941-го вся Беларусь была оккупирована немецкими войсками. Перед населением встал вопрос: что делать? Пытаться приспособиться к изменившейся реальности, налаживать контакты с новой властью или бороться с ней, вставать на путь саботажа, создавать подпольные организации? Выбор каждый делал сам. Но очаги сопротивления — сначала единичные, разрозненные, позже организованные — возникали с первых дней оккупации. Их центрами в первую очередь становились крупные железнодорожные узлы.

Разветвленная сеть подпольных организаций сложилась среди железнодорожников Бреста. Главную роль в этом сыграл секретарь Железнодорожного узлового партийного комитета член обкома и горкома ЦК КП (б)Б Петр Георгиевич Жуликов. Вместе с П. И. Феоктистовым и П. А. Левиным он был схвачен в первые дни оккупации, однако им удалось бежать из лагеря для военнопленных в Бяла-Подляске и вернуться в Брест. Здесь Жуликов сменил фамилию на Петров и устроился работать на станцию Брест-Центральный. Вокруг него сформировалось ядро подпольной организации. Было образовано два центра — на станциях Брест-Центральный и Брест-Полесский, а также партийная организация «Граевская». Организация на станции Брест-Полесский была создана бывшим начальником 6-й дистанции пути М. М. Жигимонтом и его заместителем Б. С. Дзабиевым. Примечательная деталь: Дзабиев по национальности осетин, все протоколы заседаний подпольной группы он вел на осетинском языке, которого никто не знал. Таким образом подпольщики избегали риска быть разоблаченными.

С начала 1942 года на станции Брест-Полесский патриоты вагоно­ремонтных мастерских выводили из строя паровозы, портили моторы. По инициативе слесаря Я. Г. Сидорова они изготавливали металлические шипы для прокола шин автомобилей на шоссе.

Одновременно с советскими в Бресте действовали польские подпольные организации. С весны 1942-го активизировалось польское диверсионно-разведывательное подразделение «Вахлаж» («Веер»), созданное для проведения диверсий на железнодорожных коммуникациях. Официальным его заданием было уничтожать немецкий транспорт, продвигавшийся на Восточный фронт. Боевые группы «Искра», «Союз возмездия», «Дружина» (последняя состояла практически из работников железной дороги) подорвали шесть немецких эшелонов с топливом, боевой техникой и боеприпасами. Осенью и зимой 1943 года «Искра» осуществила серию взрывов на железнодорожных станциях в Бресте (трижды) и в Оранчицах.

В Барановичах советские подпольные группы начали создаваться с первых недель оккупации. В сентябре 1943-го подпольщики подложили мину на железнодорожном участке Домашевичи-Мордичи. В результате было разбито семь вагонов с военной техникой противника. В октябре подпольщики Л. П. Бородинский, П. П. Герасимук и П. А. Лис подорвали эшелон с горючим, благодаря чему в районе станции Доманово было уничтожено 20 вагонов. Летом 1943 года здесь была организована подпольная комсомольская группа в локомотивном депо под руководством Константина Бадака. В нее вошли его школьный друг А. В. Егоров, беглый военнопленный Е. М. Корниенко, брат и сестра Анатолий и Мария Лицкевичи и другие. Бадак в совершенстве владел немецким языком, что помогло ему устроиться диспетчером. Группа занималась сбором разведданных, проводила диверсии, из которых самыми значительными были вывод из строя водокачки и остановка поворотного круга в депо. Первые подпольные группы в Минске начали формироваться с начала июля 1941-го. Инициаторами подпольной борьбы на железнодорожном узле были машинисты, рабочие и мастера путевого и станционного хозяйств, паровозного и вагонного депо, инженерно-технические работники. В их числе — А. Д. Балашов, Ф. К. Живалев, И. И. Иващенок, А. И. Корсеко, Ю. Ю. Крижавец, Ф. С. Кузнецов, B. C. Куприянова, И. И. Матусевич, К. А. Павлечко, А. И. Плавинская, И. Г. Степура, П. И. Чиркун, ВД. Шатько, М. Ф. Шкляревский, И. В. Юхович. Под руководством подпольщиков рабочие и служащие запутывали проездную документацию, срывали графики движения поездов, плохо ремонтировали движимый состав, выводили из строя семафоры и стрелки, засыпали песок и металлические стружки в буксы паровозов и вагонов, поджигали станционные постройки. В результате в июле-августе 1943 года оккупанты не дождались по графику 155 паровозов. Важной частью боевой деятельности патриотов Минского железнодорожного узла был сбор разведывательной информации. Подпольные группы во главе с Ю. М. Бури-Буримским, Д. И. Безменом, А. А. Вадковским, Г. М. Гамалицким, Б. А. Ивашкевичем вели наблюдение за переброской вражеских войск и грузов, выявляли места и время концентрации живой силы, техники, собирали данные о дислокации штабов и частей противника. Все сведения переправлялись партизанам за линию фронта.

Бессмертной славой покрыли себя оршанские подпольщики и руководитель подпольной организации Оршанского железнодорожного узла, позднее командир партизанского отряда Константин Заслонов. Принципиально новым в деятельности организации Заслонова было то, что она занималась не отдельными актами диверсий, а профессиональной работой по дезорганизации деятельности всего железнодорожного узла. В суровую зиму 1941-го подпольщики легко замораживали и выводили из строя паровозные и водяные помпы, воздухопроводы, водоприемные трубы, пресс-масленки и прочие детали паровозов. Заливали стрелки и подъездные пути. Крупной «находкой» заслоновцев стали угольные мины, которые изготавливались в доме Павла Шурмина. Внешне они ничем не отличались от обычного куска угля и подкладывались в тендеры локомотивов.

На Оршанском железнодорожном узле (в вагонном депо) действовали также подпольная группа Анатолия Белявского и группа Екатерины Гречихо. Члены вели агитационную работу, воровали из вагонов немецких поездов оружие и боеприпасы. На станции Орша-Восточная действовала разведгруппа Нины Бабуры. В результате деятельности группы Дмитрия Бохана с февраля 1942-го по февраль 1944 года было уничтожено 13 немецких эшелонов с боевой техникой и горюче-смазочными материалами, 5 паровозов, 14 автомашин с солдатами и офицерами, 235 вагонов с разными военными грузами, повреждено 78 паровозов.

Особого внимания заслуживает подпольная организация на Осиповичском железнодорожном узле. Здесь произошло событие, названное немецким командованием супердиверсией Второй мировой войны. В подпольную группу во главе с машинистом паровозного депо Марком Шведовым вошел электромонтер Федор Крылович. Именно он в ночь на 30 июля установил две английские магнитные мины на эшелон с топливом, который должен был направиться в район Курской битвы. Но вместо отправления на фронт его стали перегонять в парк, где находились составы с боеприпасами. От взрыва детонировали боеприпасы в соседних эшелонах, а расцепить вагоны было уже нельзя. Взрывы продолжались 10 часов.

Железнодорожники выступили зачинателями подпольного движения и в Могилеве. Им руководили бывший чекист П. И. Белько, студент Московского института инженеров железнодорожного транспорта О. В. Горошко, капитан госбезопасности В. И. Пудин, бывший бухгалтер станции Могилев О. В. Живописцева. Группа Пудина действовала методами, схожими с методами группы Заслонова. Группа Живописцевой занималась разведывательной работой, поставляла информацию о движении немецких эшелонов, характере перевозимых грузов, дислокации воинских частей на станции.

Прославили себя железнодорожники не только в подпольно-диверсионной деятельности, но и в партизанских отрядах, тылу врага. Эти маленькие, но безумно яркие эпизоды свидетельствуют об их самоотверженном и героическом участии в Великой Отечественной войне.

 

Александра Кузнецова-Тимонова

Транспортный вестник
15.11.2012

К списку новостей за 2012 год