Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

К 150-летию Белорусской железной дороги. Колеса поезда стучат...

23 октября 2012

Правда ли, что первые белорусские вагоны были запряжены лошадьми, из Столбцов ходил поезд в Париж, а свои знаменитые стихи о советском паспорте Владимир Маяковский написал на белорусской станции

Кто из нас не ездил на поезде, наслаждаясь стуком колес и убегающими пейзажами за окном! Наверное, каждый хоть раз пользовался услугами Белорусской железной дороги. Но многие ли задумывались, сколько ей лет, с чего она начиналась, кто водил первые белорусские поезда и какие интересные факты хранит в себе история Белорусской железной дороги? А ей ни много ни мало уже 150 лет. Накануне юбилея БЖД в издательстве «Мастацкая літаратура увидела свет книга «История Белорусской железной дороги. Из века XIX в век ХХI», подготовленная белорусскими историками. И не просто книга — настоящий фолиант на 959 страницах! Со старыми фотографиями, картами, билетами…

Представляем топ-7 наиболее любопытных, на наш взгляд, фактов из истории «юбилярши».

Как и во всем мире, в Беларуси до постройки путей сообщения общего пользования с паровой тягой строились дороги, по которым вагоны с грузами тащили кони. Первой такой дорогой (ее сегодня смело можно называть прабабушкой железнодорожной магистрали) была железная дорога Старинковского металлургического и машиностроительного завода отставного поручика Александра Бенкендорфа. Завод действовал в 40-60-е годы XIX века в д. Старинка Чериковского уезда (сегодня Славгородский район). Железнодорожные пути с конной тягой общей протяженностью около шести верст соединяли между собой различные цеха и пристани на Соже.

До недавнего времени считалось, что белорусская железная дорога ведет отсчет с 1871 года. Однако ее истинным днем рождения, как свидетельствуют архивные документы, является 15 декабря 1862 года. «Именно тогда на территории Беларуси начал эксплуатироваться участок железнодорожного пути из Санкт-Петербурга в Варшаву, — объясняет составитель книги кандидат исторических наук Валентина Яновская. — Его отрезок Поречье — Гродно стал первой железнодорожной линией, проложенной на белорусской земле».

Можете себе представить, что меньше ста лет назад до Столбцов (сегодня райцентр в Минской области) курсировал экспресс Маньчжурия — Столбцы, через город шел поезд Париж — Негорелое! «Дело в том, что в 20-е годы Беларусь согласно Рижскому договору оказалась разделена на две части. Одна — советская, вторая — польская. Существовали две станции — Негорелое и Столбцы. Через Столбцы все жители Советского Союза выезжали в Европу. Через Негорелое возвращались из Европы.» В 20-30-х годах прошлого столетия эти станции очень часто упоминались в печати и были нанесены чуть ли не на все карты мира.

Белорусские железнодорожные станции часто находились в не очень людных местах, далеко от крупных городов, где и продуктов не всегда можно было купить. Поэтому для железнодорожников и их семей существовали бесплатные проездные документы. По такому проездному жена железнодорожника, к примеру, могла ездить в магазин на соседнюю станцию.

А медицинское обслуживание железнодорожники получали… буквально на колесах. «Ходили специальные санитарные поезда. Не такие, как в военное время для раненых, а мирные вагончики, обустроенные под мини-поликлиники. В них можно было не только оказывать первую помощь, но даже делать операции», — рассказывает Валентина Яновская. Такие поезда ходили по всей Беларуси. А впервые появились они на Либаво-Роменской железной дороге.

Через Столбцы и Негорелое в свое время проезжали многие известные русские и зарубежные писатели, художники, артисты, музыканты, скульпторы, ученые… Был среди них и Владимир Маяковский, сказавший однажды: «На горизонте — белое. Снега и Негорелое. Исследователи творчества Владимира Маяковского утверждают, будто случай, который произошел с поэтом на старой советско-польской границе в международном экспрессе Маньчжурия — Столбцы, послужил поводом для написания «Стихов о советском паспорте» — поэт ехал тогда в одном купе вместе со шведом и британцем.

Многим наверняка интересно, как выглядели первые белорусские вокзалы. Известно, что вокзалы на станциях III класса (основных) строились из кирпича, на станциях IV класса (линейных) — из дерева. В каждом из них были помещение для почты, ламповая, где светильники заправляли керосином, отдельные служебные помещения коменданта, агента службы движения, телеграфиста и зал ожидания с круглыми печами. В вокзалах III класса непременно был буфет с деревянным, обсыпанным землей, ледником для хранения провизии. Возле каждого вокзала устраивались садики.

Людмила Минкевич

Народная газета

http://www.ng.by/ru/issues?art_id=70100

23.10.2012

 

 

Тэги: 150-летие
К списку новостей за 2012 год