Белорусская железная дорога реставрирует паровозы и создает музеи
31 июля 2012
В жилом доме на улице Будённого, 41 сделают музей, кафе, гостиницу, а рядом разместят муляжи паровозов, макет здания вокзала 1915 года и установят скульптуру железнодорожника. Историко-туристический комплекс появится рядом с железнодорожным вокзалом в Гродно, возможно, уже в этом году.
Из жилого дома на Будённого, 41 людей отселили еще 5 лет назад. По проекту здание перестроят в огромный зал – «трансформер» с высокими потолками и со сценой для проведения выставок, конференций, заседаний или кинолекториев. В постройке демонтируют третий этаж, уберут перегородку между первым и вторым. Как рассказала руководитель группы архитекторов реставрационно-проектной мастерской проектного института «Гродногражданпроект» Елена Азази-Шурхаева, полностью переделают крышу здания, на фронтонах сделают шесть небольших декоративных башенок, а по периметру здания – карниз.
В 1860-е в здании располагалось паровозное депо. Поэтому, чтобы его современный внешний вид напоминал исторический, стены покроют плиткой, стилизованной под желтый кирпич. Восстановят проемы, куда заезжали поезда в то время. Рядом сымитируют рельсы и поставят муляжи двух паровозов.
Слева от здания сделают пристройку, после чего площадь депо увеличится почти в два раза. Здесь разместятся вестибюль, а также кафе на 50 человек. Рядом, появится гостиничный комплекс на 16 номеров. Напротив кафе планируется организовать выставку ретропоездов, а недалеко от нее проектировщики предлагают поставить скульптуру железнодорожника. Вдоль пешеходной дорожки, ведущей от вокзала к депо справа, разместят макет здания вокзала 1915 года (масштаб 1:400), а чуть дальше оборудуют перрон пригородного поезда Гродно — Поречье, откуда будут отправляться ретропоезда.
Старинный паровоз реставрируют в Лиде
Угольный паровоз серии «Эр» будет курсировать из Гродно в Поречье и обратно. Скорость его – примерно 65 километров в час. Его реконструируют сейчас в локомотивном депо Лиды. Уникальный экспонат привезли сюда в июне из Кричева. Как сообщил исполняющий обязанности заместителя начальника депо по ремонту Дмитрий Букляревич, меняют элементы кузова, обшивку в кабине машиниста, ремонтируют двери, устанавливают новые окна. Вагоны полностью стилизуют под ХIX–ХХ века. Известно, что этот паровоз собрали в Познани (Польша). После реконструкции он поедет в Волковыск, здесь его доработают, чтобы он функционировал на воде и угле. Вместе с машинистами на транспорте будет работать кочегар, забрасывающий уголь в топку.
Впоследствии к паровозу прицепят вагоны первого, второго и третьего классов. По информации Белорусской железной дороги, во время следования поезда экскурсовод будет рассказывать об истории БЖД и архитектурных достопримечательностях Гродненской области. Вагоны, несмотря на стилизацию под старину, оборудуют телевизорами и кондиционерами. Обслуживающий персонал оденут в стилизованную форму.
БЖД ищет инвестора
Историко-туристический комплекс планировали создать к 150-летию Белорусской железной дороги, которое будет отмечаться в декабре этого года. Проект существует на бумаге уже почти 5 лет и постоянно дорабатывается. На сколько процентов он будет реализован, пока неизвестно, так как требуются большие вложения. Профинансировать полностью эти планы управление БЖД не может и считает это экономически необоснованным. Город или область, в свою очередь, могли бы быть заинтересованы в таком проекте и разработать целую программу для привлечения сюда туристов. В любом случае, чтобы идея работала, одной лишь реконструкции нескольких объектов недостаточно.
Обновят здание вокзала в Поречье
Вместе с тем планируется провести реконструкцию ж/д вокзала в Поречье. Обновленный вокзал станет частью историко-туристического комплекса «Гродно – Поречье». В рамках проекта отремонтируют все промежуточные остановочные пункты между станциями Гродно и Поречье.
Первая железная дорога в Гродно
История Белорусской железной дороги начинается с 1862 года, когда была открыта Санкт-Петербургско-Варшавская железная дорога и по территории Беларуси на участке Поречье – Гродно стали постоянно курсировать поезда. Дорога, по словам краеведа Виктора Саяпина, прошла через западные губернии Российской империи, связала прибалтийские порты с районом Полесья и дала выход в страны Западной Европы через Варшаву. Были построены вокзалы в Гродно и Поречье.
Вагоны были от 1-го до 4-го классов. Сидения вагонов 1-го класса были мягкими; стены купе задрапированы тканью, окна застеклены. В купе помещалось 8 человек. В вагонах того времени не было коридоров, пассажиры выходили прямо на перрон. В экспрессных поездах были еще и спальные вагоны. В купе 2-го класса путешествовало 10 человек. В 3-м классе были деревянные сидения и незастекленные окна. В четвертом классе у вагона не было крыши, пассажиры сидели прямо на полу либо на сколоченных из досок лавках.
Наталья Корнеева
Вечерний Гродно
http://vgr.by/home/avto/9386-news-paravoz
25.07.2012