На карте Минска
28 июня 2012
Строительство Московско-Брестской и Либаво-Роменской железных дорог решительным образом изменило течение жизни губернского Минска. Резко выросло количество населения, активизировалась экономическая жизнь города. Не обошли стороной изменения и карту Минска.
Вокзал Московско-Брестской железной дороги решили возвести в предместье Добрые Мысли, в 200 метрах от Койдановского тракта – важнейшей загородной дороги, которая связывала Минск с Койданово, Слонимом, Брестом и Варшавой. Из центральной части Минска добраться до вокзала можно было двумя путями: по главной улице города - Захарьевской (ныне – проспект Независимости и ул. Советская) и Койданово-Романовской улице (ул. Мясникова), которые соединялись, превращаясь в Койдановский тракт (ул. Московская). В 1880-е годы вдоль тракта появилась городская застройка, и, что вполне логично, название улицы поменялось на Московскую – в честь одного из двух главных городов Российской империи, куда можно было попасть из Минска, воспользовавшись вокзалом Московско-Брестской железной дороги. Койданово-Романовская улица в те годы стихийно поменяла название на Ново-Московскую, поскольку соединяла Московскую улицу с торгово-ремесленным «чревом» города – Нижним рынком.
После принятия решения о месте строительства вокзала Либаво-Роменской железной дороги в километре от юго-западной окраины Минска перед городскими властями встала новая проблема: между городом и запроектированным вокзалом оказалось еврейское кладбище, основанное за 30 лет до описываемых событий. Конечно, город был заинтересован «освободить» территорию, стоимость которой после строительства железной дороги резко выросла. Компромисс с еврейской общиной был найден: ей предложили территорию под новое кладбище на западной окраине города. Старое же было закрыто для новых захоронений. Родственники усопших могли перенести могилы на новое, но при этом город обязался не застраивать территорию бывшего кладбища. Застроена она была только в 1920-1930-е годы – здесь выросли корпуса университетского городка.
Главным связующим звеном между городом и Виленским вокзалом в 1873 году стало Ландварово-Роменское шоссе (ул. Ленинградская). Но уже спустя несколько лет эту трассу назвали улицей Санкт-Петербургской – в честь столицы Российской империи. Ведь именно от здания Виленского вокзала начинался железнодорожный путь в столицу. Название этой улицы менялось вместе с изменением политической конъюнктуры. Так, после начала Первой мировой войны сразу за переименованием Санкт-Петербурга в Петроград она стала Петроградской, а в 1924 году, когда после смерти Ленина город назвали Ленинградом, – Ленинградской.
В конце XIX столетия многие новые улицы Минска получали названия, во многом продиктованные существованием по соседству железной дороги. Так, улицу, проходящую вдоль Виленского вокзала, назвали Бобруйской, поскольку этот город находился в зоне влияния Либаво-Роменской дороги. За вокзалом появилась Вокзальная улица. Проводная (не сохранилась, на ее месте – электродепо первой линии метро) прошла вдоль проводной (соединяющей) линии между Московско-Брестской и Либаво-Роменской железными дорогами. Одна из новых улиц предместья Сеножаны была названа в честь конечного пункта Либаво-Роменской дороги города Либавы (сейчас г. Лиепая Латвийской Республики) Либавской (сегодня – Авакяна). В Архиерейской Слободе вдоль полотна Московско-Брестской железной дороги пролегла трасса улицы Смоленской.
Рабочие и служащие Московско-Брестской железной дороги активно заселяли предместье Грушевка. Там появились улицы Кондукторская (Железнодорожная) и Пакгаузная (Хмелевского). Свое название они получили из железнодорожного лексикона. Для решения жилищной проблемы рабочих-железнодорожников Либаво-Роменской железной дороги была выделена земля к югу от предместья Серебрянка. Непосредственное участие в этом принимал инженер Козырев. Именно поэтому новые кварталы города минчане назвали Козырево. Там появились станция Козырево (современная станция Минск-Южный), улицы Либаво-Роменская, Большая Морская (Великоморская, наверняка имели в виду Балтийское море, на берегу которого находится Либава), Роменская (названа по конечному пункту дороги, ныне – украинский город Ромны).
В 1920-1930-е годы «железнодорожный» список пополнился улицей и переулком Путейскими и Машинистов. Кондукторскую улицу в 1922 году переименовали в Железнодорожную. Рядом появилось 10 одноименных переулков, из которых сохранилось восемь. В Козырево появились улицы Авроровская (чтобы увидеть «Аврору», надо было ехать в Ленинград по железной дороге) и Балтийская. Один из безымянных переулков у железной дороги получил название Сцепного. Это объясняется легко – сцепка вагонов является обязательным процессом на любой железнодорожной станции. Правда, с течением времени позабылось происхождение названия, кто-то допустил ошибку в написании, и сегодня на домах этого переулка можно увидеть таблички «завулак Сцяпны».
В послевоенный период список улиц немного сократился – их названия не считали ценными, иногда переименовывая в честь участников Великой Отечественной войны. Так, в 1964 году Пакгаузную переименовали в улицу Хмелевского, в 1976-м Либавскую – в Авакяна. Правда, одна из новых улиц Минска в конце 1940-х была названа в честь Константина Заслонова, рабочего-железнодорожника, участника подпольного и партизанского движения. А в 1988 году Омский проезд переименовали в улицу Петра Румянцева – техника-статиста железной дороги, который предоставил свою квартиру для проведения 1 марта 1898-го в Минске подпольного съезда РСДРП.
В новейший период нашей истории также произошел ряд переименований улиц, которые касаются железнодорожной тематики. В 1997 году проезд Товарной станции был переименован в улицу Брест-Литовскую – явно для приближения к истории создания Московско-Брестской железной дороги, которая связала Москву и Брест-Литовск. В 1998-м Магистральную улицу, которая тянется вдоль полотна железной дороги, переименовали в честь начальника Белорусской железной дороги Евгения Володько. А одна из новых улиц в микрорайоне Лошица получила имя белорусского поэта Янки Лучины (Ивана Неслуховского), служащего Либаво-Роменской железной дороги.
Транспортный вестник
28.06.2012
К списку новостей за 2012 год