Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Следующая станция — Поречье

29 мая 2012

Первой железнодорожной линией, проложенной на белорусской земле, был участок Поречье-Гродно, который являлся частью магистрали Петербург-Варшава, сданной в эксплуатацию (15) 27 декабря 1862 года.

У кинорежиссеров есть не только знаковые акте­ры, но и знаковые места для съемок фильмов. В прошлом веке таким местом для многих кинема­тографистов были железнодорожный вокзал и станция в Поречье. В советское время в это местечко на севере Гродненского района почти ежегодно приез­жали съемочные группы «Беларусьфильма» и Литовс­кой киностудии.

«Зимородок», «Двое на острове слез», «Меня зовут Арлекино», «Живой срез» - это лишь небольшой перечень из длинного списка фильмов, в которых запечатлен железнодорожный вокзал в Поречье. Именно отсюда и началась история Белорусской железной дороги, кото­рая в нынешнем году отметит 150-летний юбилей. Наш внештатный автор Павел Лучиц родился в Поре­чье, окончил исторический факультет. Изучал историю своей малой родины, собирая воспоминания старожи­лов и работая в архивах Гродно, Белостока, Вильнюса.

Больше всего доку­ментов, связанных с историей строительства железной дороги Санкт-Петер­бург-Варшава, мне удалось обнаружить в Центральном государственном историчес­ком архиве Литовской ССР. Тогда, в 1988 году, станция Поречье хотя и находилась на белорусской земле, но подчинялась Прибалтийской железной дороге. Парадокс? Но в те времена на это мало кто обращал внимание. Меня, например, очень интересовал такой вопрос: «Почему в маленькой затерянной среди лесов деревне построили вок­зал больший, чем в губернском городе Гродно?».

Начало строительству вто­рой железной дороги в Рос­сийской империи положил следующий указ:

«По высочайшему Государя Императора повелению в настоящем году имеет быть начато сооружение Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги. С.-Петер­бург. 31 генваря 1852 г.».

А вот указ от 26 января 1857 года «О сети желез, дорог. Стоимость ручательства для С.Петер-Варш. ж/д - 85 млн. рублей серебром». Указ подписали главноуправляю­щий путями сообщения и пуб­личными зданиями генерал-адъютант Чевкин и министр финансов стат-секретарь П. Брок.

Далее в архиве я нашел не менее интересную информа­цию. «Вызванные из Парижа Гпавный инженер путей сооб­щения Ван Бларенберг и ин­женеры Пиаран де Мондесира и Клалит Гриля приступили к разыскиванию местности для проложения ж/д пути. Приказ - оказывать им содействие. 6 апреля 1857 г. Варшава».

В это время набирает силу национально-освободитель­ное движение под предво­дительством Кастуся Калиновского. И строительство железной дороги, как потом оказалось, явилось очень важ­ным фактором в содействии повстанцам.

Вот что писал извес­тный историк Гродненщины Е.  Орловский в своей книге «Гродненская старина»:

«Железная дорога Петер­бург-Варшава была постро­ена компанией французских инженеров, в числе которых много поляков с французскими паспортами; когда же дорога была открыта, то почти все должности на юго-западном направлении были заменены поляками. Этим составом инженеров-строителей дороги объясняются многие необъ­яснимые на первый взгляд обстоятельства, например, построение в 30 верстах от Гродно громадной второ­классной станции Поречье и при ней большого числа железнодорожных складов и мастерских; между тем в Грод­но была сооружена крохотная трехклассная станция. То же самое и на станции Лапы.

Дело объясняется весьма просто: обе эти местности гораздо удобнее, чем Гродно и Белосток, где вообще много во­енных и гражданских властей и где всякая агитация вскоре обратила на себя внимание. К тому же Поречье связано грунтовой дорогой с лечебной местностью Друскеники, кото­рые в то время были центром высшего польского общества в Западном крае, а дремучие леса, тянувшиеся тогда по обеим сторонам железной дороги, облегчали снабжение повстанцев оружием. Все эти обстоятельства обратили на себя внимание генерал- губернатора В. И. Назимова, который в 1862 г. сообщил главному управлению МПС о загадочных действиях на Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороге. Генерал Назимов устройство станций Лапы и Поречье в совершенно глухой местности объяснял как злоумышленный маневр, облегчающий захват железной дороги повстанцами, просил усилить надзор за начальс­твующими лицами дороги и положил предел манифес­тациям железнодорожных властей, которые даже все надписи от Пскова до Белос­тока на станциях делали на польском языке. Ходатайство это министр путей сообщения генерал-адъютант Чевкин не выполнил, и лишь по приезде в край М. Муравьева положение вещей изменилось.

Дорога перевозила не толь­ко тюки и пакеты, посылаемые революционным правитель­ством, но и людей - целыми десятками; изредка пересы­лались в вагонах деньги и оружие - в двойных стенах либо между двойными днища­ми вагонов. Полотно железной дороги зачастую подвергалось порче, нередко из окружающей полотно чащи леса делали выстрелы по вагонам».

Строительство дороги велось одно­временно на многих участках. Сначала основной рабочей силой были артели мужиков из Ярославской, Псковской и Новгородской губерний, которые имели опыт работы на строительстве Московско-Петербургской ли­нии. Руководящие должности занимали французы и поляки, среди которых было немало сторонников Калиновского. Сам Калиновский неоднократ­но приезжал на разные участки строящейся железной дороги. Можно предположить, что он бывал и на станции Поречье.

Самым тяжелым участком на строительстве был Марцинконис-Лентварис, на котором ра­ботали заключенные Лукшской тюрьмы, большинство которых были участниками восстания под предводительством Ка­линовского. Рельсы, как мне удалось выяснить, привозили из Новгорода и Брянска, Сморгонь поставляла мелкое чугунное литье, вагоны шли с Рижского Русско-Балтийского завода. Паровозы поступали из Брянска и Тулы.

Станция Поречье воз­никла на месте вековых дубрав, сосновых и ело­вых боров. С первых же дней возникновения станции лес стал главным сырьем, которое экспортировалось в Англию, Германию, Бельгию.

Из наиболее толстых ство­лов деревьев делали шпалы. В это же время появился первый лесопильный завод. Сначала завод был государственным, а затем предприятие было выкуплено предприимчивым Шельновичем, одним из трех братьев, двое из которых так­же сыграли заметную роль в истории Поречья: один из них был раввин, а другой имел несколько магазинов и сбер­кассу. В конце XIX в. при не­выясненных обстоятельствах лесозавод сгорел, но через некоторое время Шельнович отстроил новый. В то время на заводе использовался паровой двигатель, имелись немецкая и английская пилорамы.

Самым главным преиму­ществом новой станции было ее удобное географическое расположение. В Stownik Geograficznego, изданный в 1887 г., дается расстояние от ст. Поречье до следующих пунктов:

5 км от гмины Соболяны,

30 км от Гродно,

17 км от Друскининкая,

775 км от С.-Петербурга,

270 км от Варшавы.

До начала 90-х годов XX века поезда из Поречья расходились по трем направлениям: Виль­нюс, Друскининкай и Гродно. В конце XIX в. каждый день курсировали 12-14 поездов (включая товарные), кото­рые покрывали расстояние до Гродно (30 км) за 40-45 минут.

Станция Поречье уже тогда представляла собой большой (даже по современным мас­штабам) железнодорожный узел, включавшая в себя ремонтное депо, склады, подгхауз, поворотный круг, несколько служебных домов для персонала, депо. Имелся ж/д клуб, где была большая библиотека, проводились танцы, работали кружки художественной самодеятель­ности, был свой оркестр. На привокзальной площади по выходным и праздничным дням гудел базар, на который съезжался народ из Новой и Старой Руды, Лихачей, Соболян, Озер, Гожи, Чернухи и других деревень и местечек. Тут же рядом была стоянка повозок, на которых возили отдыхающих в Друскининкай, т. к. железнодорожная ветка туда построена лишь в 30-е годы XX века.

Более века  жителей Поречья приветствовали своими гудками паровозы, пока их не сменили теп­ловозы. Теперь самый старый железнодорожный вокзал в Беларуси ждет прибытия ретропоезда из Грод­но. Локомотивом в составе будет легендарный паровоз марки «ЭР», чей выпуск в России начался, к слову, ровно 100 лет назад, в 1912 году.

А еще в Поречье надеются, что не только ретропоезд и пригородные поезда будут заглядывать на здешнюю станцию. Как и 150 лет назад, так и теперь, кратчайший путь из Санкт-Петербурга на Варшаву и далее в Западную Европу лежит через Поречье.

Павел Лучиц

 

Гродзенская праўда

19.05.2012

К списку новостей за 2012 год