Электрификация и согласованность действий
31 мая 2012
Именно эти два вопроса были основными во время рабочей поездки министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Ивана Щербо по участку электрификации Белорусской железной дороги Осиповичи—Жлобин и на предприятия Жлобинского железнодорожного узла РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».
Встречали министра непосредственно на станции Осиповичи. Здесь же Иван Щербо выслушал оперативный доклад начальника Белорусской железной дороги Анатолия Сивака и кратко ознакомился с работой станции. Но самое главное было, конечно, впереди. На перроне всех присутствующих, среди которых были начальники основных служб дороги и руководители предприятий, непосредственно занятых в осуществлении проекта электрификации, уже ожидала автомотриса. Именно на ней министр должен был по ходу движения произвести осмотр участка Белорусской железной дороги на перегоне Осиповичи—Жлобин.
Данная поездка была важна как для руководителя министерства, так и для всех остальных специалистов. Впрочем, не только непосредственных организаторов и исполнителей данного проекта, который является одним из приоритетных направлений развития наших стальных магистралей, но и для экономики страны в целом.
На сегодняшний день протяженность магистральных линий Белорусской железной дороги составляет 5,5 тысячи километров, из них менее тысячи электрифицированы, что составляет порядка 16 процентов. В то же время именно на этих электрифицированных участках выполняется 25 процентов грузооборота и 30 — пассажирооборота.
Что даст дальнейшее объединение железнодорожных путей с электрическими сетями? Конечно же, сокращение эксплуатационных расходов дороги, в состав которых прежде всего входят затраты на оплату энергоресурсов для тяги (дизельного топлива и электроэнергии), а также большинство других сопоставимых расходов (оплата труда локомотивных и поездных бригад, содержание и ремонт подвижного состава). Кроме того, будет способствовать увеличению технической и маршрутной скорости движения как грузовых, так и пассажирских поездов, повышению весовых норм. И, что не менее важно, электрификация поможет исключить отрицательное воздействие на окружающую среду, то есть обеспечит уменьшение выброса вредных веществ в атмосферу, уровня загрязнения территорий депо и станций нефтепродуктами, снижение шумовой и вибрационной нагрузки от локомотивов.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что последовательная реализация Белорусской железной дорогой современных требований по развитию национального транспорта позволит повысить качество предоставляемых услуг, экологическую безопасность и конкурентоспособность. А значит, будет способствовать выходу на более высокий, международный уровень технологического обслуживания.
Но это в общем. А сейчас немного конкретики. Электрификация участков Осиповичи—Жлобин—Гомель и Жлобин—Калинковичи позволит сократить потребление топливно-энергетических ресурсов на 6,7 млн. долларов США в год, техническая и маршрутная скорость возрастет на 24 процента. Впечатляет, не правда ли?
Итак, автомотриса с министром и руководством Белорусской железной дороги двигалась по первому этапу грандиозного проекта Осиповичи—Жлобин. Иван Щербо внимательно осматривал каждый участок пути, внимательно слушал пояснения специалистов. Так что же мы имеем на сегодняшний день? Совместно с Корпорацией по экспорту и импорту электрооборудования Китая (CUEC), являющейся генподрядчиком проекта, в полном объеме выполнены работы по установке опор контактной сети на перегонах Осиповичи-I—Осиповичи-II, Осиповичи-III—Татарка, на самой станции Татарка и на первом главном пути перегона Татарка—Мирадино. Сейчас ведется установка опор контактной сети по второму главному пути перегона Татарка—Мирадино, станциях Бобруйск, Жлобин и др. Выполняются переустройство переходов воздушных линий напряжением 10-220 кВ через железную дорогу и строительство дежурных пунктов контактной сети и объектов внешнего электроснабжения — тяговых подстанций.
Электрификацию участка Осиповичи—Жлобин планируется завершить в декабре 2012 года. В ходе подготовки к реализации второго и третьего этапов проекта в настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы по электрификации участков Гомель—Жлобин (86 км) и Жлобин—Калинковичи (101 км). Но на этом, естественно, белорусские железнодорожники останавливаться не собираются. Параллельно продолжается выполнение проектно-изыскательских работ по электрификации участка Молодечно—Гудогай—госграница в рамках реализации совместного проекта с АО «Литовские железные дороги» по электрификации направления Молодечно—Гудогай—госграница—Кяна—Н.Вильня. Данные проекты реализуются в рамках Государственной программы развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Всего же согласно этой программе на участках Осиповичи—Гомель, Жлобин—Калинковичи и Молодечно—Гудогай—госграница будет электрифицировано 387 км железнодорожных линий.
Что касается технической стороны вопроса, то стоит отметить, что уже на этапе проектирования тяговых подстанций было применено самое современное силовое оборудование, а также компоновочные решения, обеспечивающие высокую надежность и безопасность обслуживания. Применены и не менее современные системы управления, диагностики и удаленного мониторинга состояния тяговых подстанций, что позволит в дальнейшем обеспечить их работу без обслуживающего персонала. Ну а современная контактная подвеска надежно обеспечит скоростное движение, значительно снизит стоимость жизненного цикла контактной сети и сократит эксплуатационные расходы.
Впрочем, на совещании, состоявшемся в вагоне автомотрисы по прибытии на станцию Жлобин, министр обратил внимание и на иные аспекты столь масштабного и перспективного начинания. В частности, на необходимость в дальнейшем работать не только внутри республики. Он подчеркнул, что имеет смысл пускать составы хотя бы до ближайшей станции на территории иностранных государств. С Литвой в этом плане проблем нет. Вопрос с Украиной, как доложили Ивану Ивановичу, может быть решен в течение двух месяцев. Сложнее с Латвией — здесь все необходимо увязывать не только с властями республики, но и с руководством Российских железных дорог. Впрочем, нет вопросов нерешаемых, есть те, которые просто не хотят решать. Об этом министр напоминает постоянно.
Сложность данного проекта заключается еще и в том, что работать приходится на действующем пути. Но роскошь — сократить грузо- и пассажиропотоки — мы позволить себе просто не можем. Из этого вытекают две задачи. Первая и основная — обеспечить максимальную безопасность выполнения работ. Вторая — не сбить уже существующие грузовые и транспортные потоки. Это — вопрос большой экономики. Экономики, которая в дальнейшем позволит безболезненно рассчитаться с кредитами. И, надо сказать, на сегодняшний день железнодорожники с этими задачами справляются вполне успешно.
Было отмечено, что электрификация явилась стимулирующим фактором для развития импортозамещающей и в том числе экспортно ориентированной продукции на предприятиях Республики Беларусь. В частности, на ОАО «Светлогорский завод железобетонных изделий и конструкций» организовано производство железобетонных фундаментов и опор контактной сети. Начато производство металлических ригелей жестких поперечин на Жлобинском ремонтно-механическом заводе. В перспективе планируется проработать возможность организации на предприятиях республики полного перечня номенклатуры изделий контактной сети.
Подводя итоги, министр транспорта и коммуникаций отметил: сроки определены, планы намечены. Их надо выполнять. А еще лучше — перевыполнять. Это задача вполне посильная. Тут не должно и не может быть никаких «если». Тем более что близится большой юбилей — 50-летие Белорусской железной дороги. И это был бы весомый подарок не только самим железнодорожникам, но и всей стране, всем ее гражданам.
Следующим пунктом рабочей поездки Ивана Щербо стало локомотивное депо Жлобин. Кстати сказать, это — одно из старейших предприятий Белорусской железной дороги: точкой отсчета в его трудовой биографии считается ноябрь 1873 года. Но, несмотря на свой солидный возраст, дух оно имеет вполне молодецкий. Его работники одними из первых в республике освоили, причем в кратчайшие сроки, капитальный ремонт тепловозов новой серии ЧМЭЗ. Однако все это в прошлом. Сегодня в депо создана мощная ремонтная база, где способны решать практически любые вопросы безопасности движения. Тут постоянно идет поиск новых форм и методов качественного ремонта вообще и снижения его себестоимости в частности. Об этом министру подробно доложил начальник РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» Александр Удодов.
Затем все присутствующие отправились в Жлобинское вагонное депо. Это ремонтно-эксплуатационное предприятие, которое специализируется на техническом обслуживании грузовых и пассажирских вагонов, а также на текущем, деповском и капитальном ремонте подвижного состава: полувагонов, платформ, контейнеровозов, цистерн и т. д. По сути, Ивану Щербо была продемонстрирована вся технологическая цепочка в деталях. Вообще, предприятию есть чем гордиться. Например, темп роста производительности труда в стоимостном выражении превысил темп роста заработной платы (тоже, кстати, немаленькой) за 4 месяца на 155,6 процента. Вниманию министра был представлен и перспективный план развития Жлобинского вагонного депо на 2012—2015 годы.
Надежда Тарасова-Гуль
Транспортный вестник
31.05.2012