Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Электрификация и согласованность действий

31 мая 2012

Именно эти два вопроса были основными во время рабочей поезд­ки министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Ивана Щербо по участку электрификации Белорусской железной дороги Осиповичи—Жлобин и на предприятия Жлобинского железнодорожного узла РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

Встречали министра непосредственно на станции Осиповичи. Здесь же Иван Щер­бо выслушал оперативный доклад начальника Белорусской железной дороги Анатолия Сивака и кратко ознакомился с работой станции. Но самое главное было, конечно, впереди. На перроне всех присут­ствующих, среди которых были на­чальники основных служб дороги и руководители предприятий, непо­средственно занятых в осуществле­нии проекта электрификации, уже ожидала автомотриса. Именно на ней министр должен был по ходу движения произвести осмотр участ­ка Белорусской железной дороги на перегоне Осиповичи—Жлобин.

Данная поездка была важна как для руководителя министерства, так и для всех остальных специалистов. Впрочем, не только непосредственных организаторов и исполнителей данного проекта, который является одним из приоритетных направле­ний развития наших стальных ма­гистралей, но и для экономики страны в целом.

На сегодняшний день протяжен­ность магистральных линий Белорусской железной дороги составля­ет 5,5 тысячи километров, из них менее тысячи электрифицированы, что составляет порядка 16 процен­тов. В то же время именно на этих электрифицированных участках вы­полняется 25 процентов грузооборо­та и 30 — пассажирооборота.

Что даст дальнейшее объединение железнодорожных путей с электри­ческими сетями? Конечно же, сокра­щение эксплуатационных расходов дороги, в состав которых прежде все­го входят затраты на оплату энерго­ресурсов для тяги (дизельного то­плива и электроэнергии), а также большинство других сопоставимых расходов (оплата труда локомотив­ных и поездных бригад, содержа­ние и ремонт подвижного состава). Кроме того, будет способствовать увеличению технической и марш­рутной скорости движения как гру­зовых, так и пассажирских поездов, повышению весовых норм. И, что не менее важно, электрификация поможет исключить отрицательное воздействие на окружающую среду, то есть обеспечит уменьшение вы­броса вредных веществ в атмосфе­ру, уровня загрязнения территорий депо и станций нефтепродуктами, снижение шумовой и вибрационной нагрузки от локомотивов.

Таким образом, можно с уверен­ностью сказать, что последовательная реализация Белорусской же­лезной дорогой современных тре­бований по развитию национально­го транспорта позволит повысить качество предоставляемых услуг, экологическую безопасность и кон­курентоспособность. А значит, бу­дет способствовать выходу на более высокий, международный уровень технологического обслуживания.

Но это в общем. А сейчас немного конкретики. Электрификация участ­ков Осиповичи—Жлобин—Гомель и Жлобин—Калинковичи позволит сократить потребление топливно-энергетических ресурсов на 6,7 млн. долларов США в год, техническая и маршрутная скорость возрастет на 24 процента. Впечатляет, не правда ли?

Итак, автомотриса с министром и руководством Белорусской железной дороги двигалась по пер­вому этапу грандиозного проекта Осиповичи—Жлобин. Иван Щербо внимательно осматривал каждый участок пути, внимательно слушал пояснения специалистов. Так что же мы имеем на сегодняшний день? Совместно с Корпорацией по экс­порту и импорту электрооборудо­вания Китая (CUEC), являющейся генподрядчиком проекта, в полном объеме выполнены работы по установке опор контактной сети на пере­гонах Осиповичи-I—Осиповичи-II, Осиповичи-III—Татарка, на самой станции Татарка и на первом главном пути перегона Татарка—Мирадино. Сейчас ведется установка опор контактной сети по второму главному пути перегона Татарка—Мирадино, станциях Бобруйск, Жлобин и др. Выполняются пере­устройство переходов воздушных линий напряжением 10-220 кВ че­рез железную дорогу и строитель­ство дежурных пунктов контактной сети и объектов внешнего электро­снабжения — тяговых подстанций.

Электрификацию участка Осипо­вичи—Жлобин планируется завершить в декабре 2012 года. В ходе подготовки к реализации второго и третьего этапов проекта в настоя­щее время ведутся проектно-изыскательские работы по электрификации участков Гомель—Жлобин (86 км) и Жлобин—Калинковичи (101 км). Но на этом, естественно, бе­лорусские железнодорожники останавливаться не собираются. Параллельно продолжается вы­полнение проектно-изыскательских работ по электрификации участка Молодечно—Гудогай—госграница в рамках реализации со­вместного проекта с АО «Литовские железные дороги» по электрифика­ции направления Молодечно—Гудогай—госграница—Кяна—Н.Вильня. Данные проекты реализуются в рамках Государственной програм­мы развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Всего же согласно этой программе на участках Осиповичи—Гомель, Жлобин—Калин­ковичи и Молодечно—Гудогай—госграница будет электрифицировано 387 км железнодорожных линий.

Что касается технической сто­роны вопроса, то стоит отметить, что уже на этапе проектирования тяговых подстанций было примене­но самое современное силовое обо­рудование, а также компоновочные решения, обеспечивающие высокую надежность и безопасность обслу­живания. Применены и не менее современные системы управления, диагностики и удаленного монито­ринга состояния тяговых подстан­ций, что позволит в дальнейшем обеспечить их работу без обслужи­вающего персонала. Ну а современ­ная контактная подвеска надежно обеспечит скоростное движение, значительно снизит стоимость жизненного цикла контактной се­ти и сократит эксплуатационные расходы.

Впрочем, на совещании, состояв­шемся в вагоне автомотрисы по прибытии на станцию Жлобин, министр обратил внимание и на иные аспек­ты столь масштабного и перспек­тивного начинания. В частности, на необходимость в дальнейшем работать не только внутри респу­блики. Он подчеркнул, что имеет смысл пускать составы хотя бы до ближайшей станции на территории иностранных государств. С Литвой в этом плане проблем нет. Вопрос с Украиной, как доложили Ивану Ивановичу, может быть решен в течение двух месяцев. Сложнее с Латвией — здесь все необходимо увязывать не только с властями республики, но и с руководством Российских железных дорог. Впро­чем, нет вопросов нерешаемых, есть те, которые просто не хотят решать. Об этом министр напоминает по­стоянно.

Сложность данного проекта за­ключается еще и в том, что работать приходится на действующем пути. Но роскошь — сократить грузо- и пассажиропотоки — мы позволить себе просто не можем. Из этого вытекают две задачи. Первая и ос­новная — обеспечить максимальную безопасность выполнения работ. Вторая — не сбить уже существу­ющие грузовые и транспортные потоки. Это — вопрос большой экономики. Экономики, которая в дальнейшем позволит безболезнен­но рассчитаться с кредитами. И, надо сказать, на сегодняшний день железнодорожники с этими задача­ми справляются вполне успешно.

Было отмечено, что электрифи­кация явилась стимулирующим фактором для развития импорто­замещающей и в том числе экспортно ориентированной продук­ции на предприятиях Республики Беларусь. В частности, на ОАО «Светлогорский завод железобе­тонных изделий и конструкций» организовано производство желе­зобетонных фундаментов и опор контактной сети. Начато произ­водство металлических ригелей жестких поперечин на Жлобинском ремонтно-механическом заводе. В перспективе планируется прорабо­тать возможность организации на предприятиях республики полно­го перечня номенклатуры изделий контактной сети.

Подводя итоги, министр транс­порта и коммуникаций отметил: сроки определены, планы наме­чены. Их надо выполнять. А еще лучше — перевыполнять. Это задача вполне посильная. Тут не должно и не может быть никаких «если». Тем более что близится большой юбилей — 50-летие Белорусской железной дороги. И это был бы весомый подарок не только самим железнодорожникам, но и всей стране, всем ее гражданам.

Следующим пунктом рабочей поездки Ивана Щербо стало локомотивное депо Жлобин. Кстати сказать, это — одно из старейших предприятий Белорусской железной дороги: точкой отсчета в его трудовой биографии считается ноябрь 1873 года. Но, несмотря на свой солидный возраст, дух оно имеет вполне молодецкий. Его работни­ки одними из первых в республи­ке освоили, причем в кратчайшие сроки, капитальный ремонт тепло­возов новой серии ЧМЭЗ. Однако все это в прошлом. Сегодня в депо создана мощная ремонтная база, где способны решать практически любые вопросы безопасности дви­жения. Тут постоянно идет поиск новых форм и методов качествен­ного ремонта вообще и снижения его себестоимости в частности. Об этом министру подробно доложил начальник РУП «Гомельское отделе­ние Белорусской железной дороги» Александр Удодов.

Затем все присутствующие отпра­вились в Жлобинское вагонное депо. Это ремонтно-эксплуатационное предприятие, которое специализи­руется на техническом обслужива­нии грузовых и пассажирских ваго­нов, а также на текущем, деповском и капитальном ремонте подвижно­го состава: полувагонов, платформ, контейнеровозов, цистерн и т. д. По сути, Ивану Щербо была проде­монстрирована вся технологическая цепочка в деталях. Вообще, предпри­ятию есть чем гордиться. Например, темп роста производительности тру­да в стоимостном выражении пре­высил темп роста заработной пла­ты (тоже, кстати, немаленькой) за 4 месяца на 155,6 процента. Вни­манию министра был представлен и перспективный план развития Жлобинского вагонного депо на 2012—2015 годы.

 

Надежда Тарасова-Гуль 

Транспортный вестник
31.05.2012

К списку новостей за 2012 год