Чему и как учились в XIX веке
17 мая 2012
Для развития железнодорожной сети Российской империи требовались как высшие административные и технические специалисты, которых готовили за пределами Беларуси, так и дорожные мастера, машинисты, помощники машинистов и иные технические работники. Начиная с 1860-х годов все больше ощущалась их нехватка. До этого в Российской империи не было никаких учебных заведений, которые готовили бы подобные кадры. Приходилось брать на эти должности иностранных подданых или же самоучек-практиков.
Первое техническое железнодорожное училище в России — Александровское — было учреждено в 1869 году на средства строителя железных дорог Полякова в г. Ельце при мастерских Орловско-Грязской железной дороги. На территории Беларуси практически одновременно было открыто два учебных заведения такого рода: 15 сентября 1878 года — на ст. Минск Московско-Брестской железной дороги, 20 октября 1878-го — на ст. Гомель Либаво-Роменской железной дороги.
Техническое железнодорожное училище в Минске готовило машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов. Принимали туда мальчиков и юношей в возрасте 11-17 лет, подданных Российской империи, без физических недостатков, с первоначальным образованием в уездном или двухклассном училище или окончивших не менее двух классов средних учебных заведений. Но таких было немного. Поэтому кроме четырех основных учебных классов существовал и подготовительный — годичный. В него принимали тех, кто умел читать, был знаком с простыми арифметическими действиями и знал «главнеишие молитвы своего вероисповедания». Для способных и грамотных мастеровых при училище открывались вечерние классы по математике и техническим предметам.
Из тех, кто выдержал приемный экзамен, преимущественное право на поступление предоставлялось тем, «чьи родители потеряли жизнь или здоровье на службе в Обществе железной дороги». Затем зачисляли сыновей железнодорожных служащих и в последнюю очередь детей тех, кто на железной дороге не служил. Так создавались железнодорожные династии.
Учеба длилась четыре года. Среди предметов — Закон Божий, русский язык, география, история, основы математики, физики, химии, геодезии, строительного дела и механики, черчение, чистописание и гимнастика. Много внимания уделялось практике железнодорожного дела. После учебы выдавалось свидетельство об окончании полного курса обучения. Но аттестат, то есть документ об образовании, совет училища выдавал только после того, как выпускник прослужит на какой-нибудь железной дороге два года и предъявит от начальства положительный отзыв.
Средства на содержания училищ давал ежегодный поверстный 15-рублевый сбор с Московско-Брестской железной дороги. В год с 1208 верст это составляло 15 420 рублей. Другим источником была плата за обучение. Она была не очень высокой — не более 10 рублей в год. Существовал и такой источник, как дополнительные денежные пожертвования, то есть благотворительность. Примерно на таких же основаниях работали профессиональные училища и на других железных дорогах.
Окончившие училище и получившие установленный аттестат могли сдать экзамен на звание техника путей сообщения. О том, что сделать это было не так просто, свидетельствует Положение о техниках путей сообщения: «Испытания на звание техника путей сообщения производятся по программам, составляемым конференцией Института инженеров путей сообщения, из следующих предметов: а) черчения инженерного, архитектурного и ситуационного; б) низшей геодезии и производства изысканий; в) архитектуры и строительного искусства; г) начал теоретической, практической и строительной механики; д) составления смет и технических отчетов по правилам, принятым в Министерстве путей сообщения».
Для повышения квалификации служащих создавались специальные курсы. Так, существовавшая с 1896 года телеграфная школа при управлении Полесских железных дорог была преобразована в 1910-1911 годах в курсы по подготовке служащих коммерческой и технической части службы движения. Эти курсы создавались по инициативе отдельных железных дорог, не имели ни общей программы, ни одинаковых учебных пособий.
Общеобразовательные школы железнодорожного ведомства появились на территории Беларуси, как и Российской империи в целом, в последней трети XIX века. Пионером здесь была Либаво-Роменская железная дорога. Первая школа в Беларуси открылась на станции Гомель в 1883 году. Как правило, школы открывались по инициативе и на средства железнодорожников. Так было и в Гомеле. Рабочие Главных мастерских «после тщетных просьб об открытии начальной школы» предложили удерживать с их заработка 0,5 процента на основание училища. В итоге 1 сентября 1883 года 40 мальчиков, главным образом из семей железнодорожников, получили возможность сесть за парты. После постройки собственного здания школы (1889 г.) численность учащихся достигла 120 учеников, а к началу XX века — более 300. В 1887 году была открыта школа в Радзивилишках, в 1888-м году — на станции Жлобин. Первой же, созданной по инициативе управления дороги стала школа в Минске для детей служащих Либаво-Роменской и Московско-Брестской железных дорог.
Первоначально в школах не было ни единых программ, ни единых учебников. Но с начала 1890-х годов обучение детей все более ориентируется на подготовку будущего персонала железнодорожных служащих путем последующего поступления их в технические железнодорожные училища. А это диктовало перестройку учебного процесса. Для обсуждения наболевших проблем в 1893 году под руководством начальника Либаво-Роменской железной дороги было созвано совещание по школьным делам. В нем приняли участие попечители школ и начальник Гомельского технического железнодорожного училища.
Впоследствии Святейшим Синодом были утверждены «Правила о церковно-приходских школах, устроенных и содержимых на средства Либаво-Роменской железной дороги». Определяя в качестве основной цели школ «доставлять первоначальное образование в духе Православной церкви», правила вместе с тем выдвигали задачу «подготовлять лучших учеников к поступлению в технические железнодорожные училища». Для чего в программу дополнительного класса были включены геометрия, черчение, рисование и другие предметы, необходимые как для продолжения учебы, так и для работы на железной дороге. В школах для девочек (Минск, Гомель) были организованы практические занятия по рукоделию.
Учитывая, что многие дети приезжали из разных мест, в некоторых школах было организовано горячее питание. Рацион включал похлебку, щи, чай. При некоторых школах имелись общежития. В школах Либаво-Роменской железной дороги (в 1900/1901 учебном году их было 11-1789 учеников) учились дети Московско-Брестской, Полесских, Московско-Киево-Воронежской, Харьково-Николаевской железных дорог. Они обучались на тех же правах, но плата была вдвое выше.
Кроме начальных школ имелись двухклассные курсы для ремесленных учеников, будущих рабочих и мастеровых при Главных мастерских в Либаве и Гомеле. Программа обучения впечатляет предметами: чтение и правописание, арифметика, рисование, геометрия и геометрическое черчение, проекционное и техническое черчение, физика, механика, свойства и сопротивление материалов.
Стремление работников железнодорожного транспорта дать общее и профессиональное образование своим детям приносило плоды. Уровень грамотности железнодорожников Беларуси постоянно повышался: с 84 процентов в 1895-1907 годах до 86,2 процента в 1908-1913 годах. Среди рабочих мастерских и депо удельный вес грамотных был еще выше — 87,6 процента.
Андрей Киштымов
Валентина Яновская,
Елена Фиринович
Транспортный вестник
17.05.2012