Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Чему и как учились в XIX веке

17 мая 2012

Для развития железнодорожной сети Российской империи требовались как выс­шие административные и технические специалисты, которых готовили за пределами Беларуси, так и дорожные мастера, машинисты, помощники машинистов и иные тех­нические работники. Начиная с 1860-х годов все больше ощущалась их нехватка. До этого в Российской империи не было никаких учебных заведений, которые готовили бы подобные кадры. Приходилось брать на эти должности иностранных подданых или же самоучек-практиков.

Первое техническое железнодорож­ное училище в России — Алексан­дровское — было учреждено в 1869 году на средства строителя железных дорог Поля­кова в г. Ельце при мастерских Орловско-Грязской железной дороги. На территории Беларуси практически одновременно было открыто два учебных заведения такого ро­да: 15 сентября 1878 года — на ст. Минск Московско-Брестской железной дороги, 20 октября 1878-го — на ст. Гомель Либаво-Роменской железной дороги.

Техническое железнодорожное училище в Минске готовило машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов. Принимали ту­да мальчиков и юношей в возрасте 11-17 лет, подданных Российской империи, без физических недостатков, с первоначальным образованием в уездном или двухклассном училище или окончивших не менее двух классов средних учебных заведений. Но таких было немного. Поэтому кроме че­тырех основных учебных классов суще­ствовал и подготовительный — годичный. В него принимали тех, кто умел читать, был знаком с простыми арифметическими действиями и знал «главнеишие молитвы своего вероисповедания». Для способных и грамотных мастеровых при училище от­крывались вечерние классы по математике и техническим предметам.

Из тех, кто выдержал приемный экзамен, преимущественное право на поступление предоставлялось тем, «чьи родители по­теряли жизнь или здоровье на службе в Обществе железной дороги». Затем зачис­ляли сыновей железнодорожных служащих и в последнюю очередь детей тех, кто на железной дороге не служил. Так создава­лись железнодорожные династии.

Учеба длилась четыре года. Среди пред­метов — Закон Божий, русский язык, гео­графия, история, основы математики, физики, химии, геодезии, строительного дела и механики, черчение, чистописание и гимнастика. Много внимания уделялось практике железнодорожного дела. После учебы выдавалось свидетельство об окон­чании полного курса обучения. Но атте­стат, то есть документ об образовании, совет училища выдавал только после того, как выпускник прослужит на какой-нибудь железной дороге два года и предъявит от начальства положительный отзыв.

Средства на содержания училищ давал ежегодный поверстный 15-рублевый сбор с Московско-Брестской железной дороги. В год с 1208 верст это составляло 15 420 рублей. Другим источником была плата за обучение. Она была не очень высокой — не более 10 рублей в год. Существовал и такой источник, как дополнительные денежные пожертвования, то есть благотворительность. Примерно на таких же основаниях работали профессиональные училища и на других железных дорогах.

Численность выпускников технических железнодорожных училищ с каждым годом увеличивалась, однако потребность в них на железных дорогах все равно была велика.

Окончившие училище и получившие уста­новленный аттестат могли сдать экзамен на звание техника путей сообщения. О том, что сделать это было не так просто, свидетельствует Положение о техниках путей сообщения: «Испытания на звание техника путей сообщения производятся по программам, составляемым конференцией Института инженеров путей сообщения, из следующих предметов: а) черчения ин­женерного, архитектурного и ситуацион­ного; б) низшей геодезии и производства изысканий; в) архитектуры и строитель­ного искусства; г) начал теоретической, практической и строительной механики; д) составления смет и технических отчетов по правилам, принятым в Министерстве путей сообщения».

Для повышения квалификации служа­щих создавались специальные курсы. Так, существовавшая с 1896 года телеграфная школа при управлении Полесских желез­ных дорог была преобразована в 1910-1911 годах в курсы по подготовке служащих коммерческой и технической части служ­бы движения. Эти курсы создавались по инициативе отдельных железных дорог, не имели ни общей программы, ни одинаковых учебных пособий.

Общеобразовательные школы железно­дорожного ведомства появились на терри­тории Беларуси, как и Российской импе­рии в целом, в последней трети XIX века. Пионером здесь была Либаво-Роменская железная дорога. Первая школа в Бела­руси открылась на станции Гомель в 1883 году. Как правило, школы открывались по инициативе и на средства железнодорож­ников. Так было и в Гомеле. Рабочие Глав­ных мастерских «после тщетных просьб об открытии начальной школы» предложили удерживать с их заработка 0,5 процента на основание училища. В итоге 1 сентября 1883 года 40 мальчиков, главным обра­зом из семей железнодорожников, полу­чили возможность сесть за парты. После постройки собственного здания школы (1889 г.) численность учащихся достигла 120 учеников, а к началу XX века — бо­лее 300. В 1887 году была открыта школа в Радзивилишках, в 1888-м году — на станции Жлобин. Первой же, созданной по инициативе управления дороги стала школа в Минске для детей служащих Либаво-Роменской и Московско-Брестской железных дорог.

Первоначально в школах не было ни еди­ных программ, ни единых учебников. Но с начала 1890-х годов обучение детей все более ориентируется на подготовку будуще­го персонала железнодорожных служащих путем последующего поступления их в тех­нические железнодорожные училища. А это диктовало перестройку учебного процесса. Для обсуждения наболевших проблем в 1893 году под руководством начальника Либаво-Роменской железной дороги было созвано совещание по школьным делам. В нем приняли участие попечители школ и начальник Гомельского технического железнодорожного училища.

Впоследствии Святейшим Синодом были утверждены «Правила о церковно-приходских школах, устроенных и содержимых на средства Либаво-Роменской железной дороги». Определяя в качестве основной цели школ «доставлять первоначальное об­разование в духе Православной церкви», правила вместе с тем выдвигали задачу «подготовлять лучших учеников к посту­плению в технические железнодорожные училища». Для чего в программу дополни­тельного класса были включены геометрия, черчение, рисование и другие предметы, необходимые как для продолжения учебы, так и для работы на железной дороге. В школах для девочек (Минск, Гомель) бы­ли организованы практические занятия по рукоделию.

Учитывая, что многие дети приезжали из разных мест, в некоторых школах бы­ло организовано горячее питание. Рацион включал похлебку, щи, чай. При некото­рых школах имелись общежития. В шко­лах Либаво-Роменской железной дороги (в 1900/1901 учебном году их было 11-1789 учеников) учились дети Москов­ско-Брестской, Полесских, Московско-Киево-Воронежской, Харьково-Николаевской железных дорог. Они обучались на тех же правах, но плата была вдвое выше.

Кроме начальных школ имелись двух­классные курсы для ремесленных учени­ков, будущих рабочих и мастеровых при Главных мастерских в Либаве и Гомеле. Программа обучения впечатляет предме­тами: чтение и правописание, арифмети­ка, рисование, геометрия и геометрическое черчение, проекционное и техническое черчение, физика, механика, свойства и сопротивление материалов.

Стремление работников железнодо­рожного транспорта дать общее и профессиональное образование своим детям приносило плоды. Уровень грамотности железнодорожников Беларуси постоянно повышался: с 84 процентов в 1895-1907 годах до 86,2 процента в 1908-1913 го­дах. Среди рабочих мастерских и депо удельный вес грамотных был еще выше — 87,6 процента.

Андрей Киштымов
Валентина Яновская,
Елена Фиринович 

Транспортный вестник
17.05.2012

К списку новостей за 2012 год