Современные электропоезда в Беларуси
14 марта 2012
В. И. Ожигин, начальник службы локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги
Белорусская железная дорога внедряет новый формат пассажирских перевозок. Первыми в новом формате осенью 2011 года по магистрали начали курсировать электропоезда городских линий ЭПГ.
Один из важнейших проектов Белорусской железной дороги - внедрение нового формата пассажирских перевозок. Он представляет собой комплексную систему организации пассажирских перевозок, предусматривающую их классификацию на линии: городские, региональные, межрегиональные, международные и коммерческие.
В сентябре 2011 года электропоезда городских линий связали Минск с ближайшей пригородной зоной и городом Заславль. С октября поезда городских линий начали курсировать в тестовом режиме на участке Минск-Колядичи-Руденск.
Для городских линий нового формата Белорусская железная дорога выбрала современные электропоезда швейцарской компании Stadler, имеющей опыт производства подвижного состава для железных дорог шириной колеи 1520 мм. Предпочтение было отдано электропоездам семейства Flirt, поскольку они в полной мере соответствуют основной концепции городских линий - мобильности и экологичности. Кроме того, они надежны, экономичны и комфортны для пассажиров. Поезд Flirt для Беларуси базируется на четырехвагонной модификации, разработанной для финских железных дорог и адаптированной к колее 1520. Он рассчитан на питание от контактной сети переменного тока промышленной частоты напряжением 25 кВ.
Внутреннее устройство
Габариты железной дороги в Беларуси позволили увеличить ширину вагона до 3,2 м против 2,88 м в континентальной Европе. В результате и без того светлый и просторный салон европейского Flirt в версии, предназначенной для Белорусской железной дороги, стал еще просторнее. Это в свою очередь дало возможность выполнить компоновку сидений в ЭПГ по системе «2+3» и увеличить количество сидячих мест.
В трех из четырех вагонов ЭПГ имеется по одному сектору с откидными сиденьями, где можно разместить детские коляски. В одном из вагонов оборудована многофункциональная зона для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, а также для пассажиров с крупногабаритным багажом. В этом же вагоне расположен и туалет вакуумного типа, который также приспособлен для пользования пассажиров с ограниченными физическими возможностями.
Двустворчатые прислонно-сдвижные двери электропоезда имеют проем шириной 1 300 мм, что в сочетании с одноуровневыми посадочными платформами высотой 550 мм (европейский стандарт) позволяет быстро осуществить посадку и высадку пассажиров и сократить время стоянки на остановочных пунктах. Для облегчения посадки и высадки пассажиров с платформ высотой 200 мм, которыми оборудовано большинство станций и остановочных пунктов Белорусской железной дороги, в поезде предусмотрены специальные выдвижные ступеньки. Около каждой входной двери поезда имеется зона подогрева пола, препятствующая скоплению снега и льда и предохраняющая от возможных случаев травматизма пассажиров в зимнее время. Все входные двери оборудованы тепловыми завесами, позволяющими предотвратить потери теплого воздуха при посадке и высадке.
Высокая приспособленность к эксплуатации в зимнее время - одна из важнейших характеристик ЭПГ. Электропоезд оснащен системами кондиционирования воздуха и отопления, адаптированными к климатическим условиям Беларуси, позволяющими поддерживать комфортную температуру внутри салонов и в кабине машиниста. Мощность отопительной системы в зимний период способна обеспечить температуру в салонах до плюс 20°С при температуре наружного воздуха до минус 30°С. В кабинах управления установлены мощные отопители, способные в случае необходимости быстро повысить температуру воздуха в кабине. Вагоны имеют тройные стеклопакеты с тонировкой, тепло и солнцезащитным покрытием, обеспечивающим высокий коэффициент теплоизоляции при сохранении высокой светопропускной способности.
Кузов и тележки
Вагоны электропоездов ЭПГ имеют сварной алюминиевый кузов, что позволяет снизить вес поезда и исключить возникновение коррозии. Конструкция кузова обеспечивает высокую устойчивость при малом весе. Лобовые части кабины машиниста выполнены из композиционных синтетических материалов.
Кузовы вагонов установлены на пяти двухосных тележках. Две из них - моторные (установлены под машинными помещениями), и три - немоторные тележки типа Jacobs (расположены между смежными вагонами).
На всех колесных парах установлены датчики контроля нагрева буксовых подшипников, заземляющие устройства. Передние колесные пары моторных тележек имеют систему смазки гребня колес. Электропоезд имеет две ступени подрессоривания. Специально разработанная пневматическая подвеска обеспечивает тишину и комфорт внутри салонов вагонов. Давление воздуха в баллонах поддерживается автоматически (из расчета загрузки поезда). Пружинный комплект обеспечивает возможность продолжения движения поезда без снижения скорости в случае повреждения пневматической подвески.
Тяговый привод и силовое оборудование на крыше поезда
Комплект оборудования тягового привода электропоезда городских линий включает в себя 2 трансформатора, 4 преобразователя и 4 тяговых двигателя. Все электрическое силовое оборудование (за исключением тяговых электродвигателей) установлено на крышах вагонов и в машинных отделениях кабин машинистов. Управление тяговыми двигателями осуществляется посредством четырех тяговых преобразователей.
На каждой колесной паре моторной тележки установлен тяговый асинхронный электродвигатель с тяговым редуктором. Тяговое усилие от двигателя на колесную пару передается через тяговый редуктор и полый вал, опирающийся на упругие резинометаллические элементы. Мощность длительного режима одного тягового двигателя составляет 500 кВт.
Конструкция токоприемников, расположенных на крышах прицепных вагонов, рассчитана на их эксплуатацию со скоростью до 200 км/ч. Воздушные каналы, расположенные в контактных накладках полоза токоприемника, позволяют предотвращать повреждения токоприемника при износе и повреждениях контактных накладок. Два главных выключателя вакуумного типа расположены на крышах головных вагонов.
Тормозная система
В электропоезде установлены три тормозные системы, основной из которых является электродинамический рекуперативный тормоз. Принцип его действия основан на реверсе потока энергии в тяговых преобразователях во время торможения. Тяговые двигатели при этом выполняют функции генераторов. Полученная при торможении энергия большей частью подается в систему электрообеспечения поезда, а остальная излишняя энергия, при необходимости, подается в контактную сеть.
Возможность рекуперативного торможения способствует снижению расхода электроэнергии и уменьшению износа механических узлов и деталей пневматического тормоза. ЭПГ имеет высокое ускорение при разгоне и быстрое замедление при электродинамическом торможении, что соответствует условиям пригородного движения. Приведенные на рис. 1 тяговые и тормозные характеристики построены для поезда с половинным износом профиля колес при напряжении 25 кВ в контактной сети.
Система управления и диагностики поезда
Система управления поездом состоит из управляющего и диагностического компьютеров. Для обеспечения работоспособности электропоезда система управления выполнена резервными модулями, что позволяет использовать резервную схему работы аппаратов при выходе из строя оборудования для продолжения движения электропоезда. Применение автоматической сцепки дает возможность эксплуатировать до четырех поездов с управлением по системе многих единиц из одной кабины машиниста. Установленное на электропоезде оборудование имеет возможность самодиагностики, при помощи диагностического компьютера необходимая информация о состоянии оборудования всего электропоезда выводится на диагностический дисплей, установленный на пульте машиниста.
Системы информирования пассажиров и обеспечения безопасности
Над лобовыми окнами головных вагонов размещены крупные табло, указывающие конечный пункт назначения поезда и промежуточные станции. Дополнительные табло меньшего размера с аналогичным содержанием смонтированы на боковых стенках всех вагонов и внутри салона.
В пассажирских салонах установлены дисплеи с тонкопленочными экранами, на которые выводится более подробная информация - не только о маршруте следования поезда, но и о температуре наружного воздуха, текущем времени и скорости движения в данный момент.
Со специальных пультов в кабинах управления поездная бригада может изменять содержание передаваемой информации и, в случае надобности, корректировать работу системы информирования, в которой при нормальных условиях работы используются предварительно записанные для каждого маршрута визуальные и звуковые сообщения.
На стенах всех шести входных площадок смонтированы кнопки вызова и микрофоны, с помощью которых пассажиры могут в экстренных ситуациях связаться с машинистом электропоезда.
Все перемещения пассажиров контролируются системой видеонаблюдения. В случае срыва пассажиром стоп-крана или использования аварийного переговорного устройства на дисплей в кабине машиниста автоматически выводится изображение с ближайшей видеокамеры. Аналогичным образом система функционирует в случае срабатывания сигнализаторов возгорания и задымления. Детекторы противопожарной защиты установлены как в пассажирских помещениях, так и в отсеках с электрооборудованием тягового привода.
ЭПГ - это только начало
Курсирование электропоездов городских линий по маршрутам Минск-Пассажирский-Беларусь и Минск-Колядичи-Руденск - это только начало внедрения нового формата пассажирских перевозок на Белорусской железной дороге. В 2012-2015 годах белорусская магистраль планирует продолжить развитие городских линий до других городов. Для этого планируется осуществить реконструкцию ряда станций и остановочных пунктов. С целью увеличения пропускной способности железнодорожных линий запланировано строительство третьих главных электрифицированных путей на отдельных участках, модернизация контактной сети, устройств автоматики, телемеханики и связи.
19 ноября 2011 года было открыто регулярное движение электропоездов региональных линий бизнес-класса (ЭПР) по маршрутам Минск-Барановичи-Минск и Барановичи-Брест-Барановичи. 24 декабря - по маршруту Минск-Орша. Для региональных линий бизнес-класса также выбраны электропоезда семейства Flirt. В техническом отношении электропоезда ЭПГ и ЭПР практически идентичны. Основное отличие заключается в комфортности сидений, их компоновке и количестве.
“Техника железных дорог
2012 № 1(17)
К списку новостей за 2012 год