Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Дивиденды для терпеливых

22 февраля 2012

Инфраструктурные облигации способны дать средства для развития магистралям и долгосрочный доход инвесторам.

Однако ни одна из администраций пока так и не приступила к их выпуску. Но в 2012 году всё может измениться. Однако на законодательном уровне разных государств должны быть решены многие вопросы: возможность залога денежных средств на счёте, налоговые льготы для владельцев инфраструктурных облигаций.

Появление таких нормативных актов сделает ценные бумаги весьма востребованным инструментом развития транспорта.

Пока без шансов

Евгений Новиков, генеральный директор АО «Укрвнештранс»:

– Выпуск такого рода финансовых инструментов на Украине невозможен, если не обеспечить государственные гарантии возврата инвестиций. Окупаемость инфраструктурных объектов на Украине, как и в любой другой стране «пространства 1520», растянута по времени. И в нынешней модели работы финансовых структур инвестиции в неё малопривлекательны.

Следует привлечь в качестве гарантов и международные инвестиционные организации, работающие с «длинными» деньгами и имеющие несколько другие критерии рентабельности и оценки привлекательности инвестируемых проектов.

Самое главное – обеспечить законодательно прописанную гарантию возврата инвестиций. Если такие гарантии будут получены, то украинские железнодорожники получат стратегический универсальный инструмент привлечения инвестиций. Он избавит государство от значительных расходов на прямое инвестирование своей железнодорожной инфраструктуры. По форме же выпуск инфраструктурных облигаций ничем не будет отличаться от выпуска любых других ценных бумаг – описание процедуры обеспечения государственных гарантий инвестору, обозначение компетенции эмитента, подтверждение его финансовой состоятельности. Если эти условия будут соблюдены, то такие бумаги можно выводить на фондовый рынок.

Готовы

Николай Бекиш, главный экономист Белорусской железной дороги:

– Мы рассматриваем инфраструктурные облигации как один из наиболее перспективных рычагов развития нашей магистрали. В ближайшее время БЖД запустит совместный проект по выпуску инфраструктурных облигаций со Сбербанком России, который выступит гарантом наших обязательств по выплате дивидендов. Готово соглашение о долгосрочном сотрудничестве. Важный фактор – Сбербанк не оговаривает, на что именно будут потрачены привлечённые деньги. Мы можем их вложить в продолжение нашего электрификационного проекта, в обустройство станций, в развитие путевого хозяйства. Мы несём ответственность за выплату назначенных процентов по бумагам и дивидендов для инвесторов. Как же именно мы распорядимся привлечёнными деньгами – наше дело.

Как прошло

Нигматжан Исингарин, член совета директоров ОАО «НК «Казахстан темир жолы»:

– Казахстан является пионером в применении инфраструктурных облигаций как средства привлечения инвестиций в развитие хозяйства железной дороги. У нас есть компания, основанная на принципах государственно-частного партнёрства, – АО «Досжан темир жолы», которая организовала строительство новой линии Усть-Каменогорск – Шар. Сегодня выполняет функции её инфраструктурного оператора. Проект получает государственную поддержку, в частности, по рефинансированию обязательств, выставляемых на Казахстанской фондовой бирже.

Возврат средств по данным облигациям начинается не ранее 5–7 лет от начала эксплуатации объекта.

Обещать же выплаты, в том числе их объём, когда инфраструктура только строится, бессмысленно. Это и является главным препятствием для широкого внедрения инфраструктурных облигаций – инвестору всегда придётся подождать. Как вариант, повышающий их привлекательность, возможно применение инструмента льготного кредитования, когда определённое время не выплачиваются проценты по кредиту или выплачиваются только проценты без дивидендов.

Рецепты прежние

Марат Хаков, заместитель генерального директора ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога»:

– Потенциально инфраструктурные облигации можно считать интересным инструментом привлечения долгосрочных частных и фондовых инвестиций в развитие железнодорожного хозяйства наших магистралей. Но мы пока не рассматриваем такой вариант.

 

Дело в том, что мы сами являемся инвесторами в рамках концессионного договора с правительством Армении. Поэтому для нас актуальны прямые формы финансирования развития инфраструктуры магистрали, в том числе с привлечением долгосрочных инвестиций под гарантии международных финансовых структур.

Есть барьеры

Юрий Демочкин, генеральный директор компании

«Северо-Запад–Прикамье» (проект «Белкомур»):

– Введение института инфраструктурных облигаций в России необходимо для реализации крупных новых инфраструктурных проектов, поскольку прямое государственное финансирование не может их обеспечить в нужном объёме и в необходимые временные промежутки. Инфраструктурные облигации позволят ввести в оборот «длинные» деньги – средства пенсионных и страховых фондов.

 

Однако есть ряд препятствий для реализации подобных программ: прежде всего неотработанность схем долгосрочного стратегического партнёрства государства и частных инвесторов, особенно в части гарантий возврата инвестиций.

 

Гудок 1520

http://www.gudok.ru/1520/newspaper/detail.php?I
D=426370&SECTION_CODE=40_02&PARENT_SECTION=2012

20.02.2012

 

К списку новостей за 2012 год