Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

С честью выполняя долг

25 июля 2022

В этом году Минску исполняется 955 лет. В его летописи были разные страницы. Одна из самых непростых – период Великой Отечественной. Завтра мы отметим 78-ю годовщину освобождения города-героя Минска от немецко-фашистских захватчиков. А значит, снова будем вспоминать тех, кто приближал этот долгожданный день – 3 июля 1944-го. Среди них немало железнодорожников. В годы войны с самой лучшей стороны проявили себя работники столичного узла. Эти смелые, отважные люди, невзирая на выпавшие испытания, с честью выполнили свой долг. О них пойдет речь в сегодняшней публикации.

…Оккупанты детально продумали план наступления. Особое внимание они уделили транспортным коммуникациям. «…Железные дороги и пути сообщения в зависимости от их значения для операции должны перерезаться или выводиться из строя», – говорилось в плане «Барбаросса». Авиация врага в первые же часы войны массированно бомбардировала станции, мосты… Движение поездов на многих участках было парализовано. Уже 23 июня 1941 года был подписан приказ о введении с 18.00 24 июня на железных дорогах СССР воинского графика движения поездов.


Картина Валентина Волкова «Минск 3 июля 1944 года»

Ценой собственной жизни

Фашистская авиация обрушила мощный бомбовый удар на Минский узел 23 и 24 июня. Урон был нанесен колоссальный. Но руководство железнодорожного узла во главе с начальниками – отделения движения А. А. Майоровым, дистанции пути В. А. Ходасевичем, паровозного депо Федором Кузнецовым и другими – умело организовало работы по ликвидации повреждений. Это стало примером самоотверженного труда, ведь Минский узел принимал и отправлял поезда на восток даже тогда, когда фашистские войска находились на окраине города.
Нередко железнодорожники выполняли поставленные задачи ценой собственной жизни. К примеру, машинист Минского паровозного депо В. М. Лычковский получил тяжелое ранение, когда доставлял воинский эшелон к линии фронта. Но паровоз не оставил, привел его в пункт назначения. Сойдя с локомотива, железнодорожник умер. Машинист этого же депо Ф. В. Курилович погиб на станции Приямино. Он также привел поезд к линии фронта. Бригадир депо И. Ф. Кохановский погиб во время ремонта поврежденного паровоза.

Последним из Минска 25 июня ушел эшелон с ценностями банков Беларуси – до Москвы его вела бригада машиниста А. И. Горбунова. 18 августа 1941 года в докладной записке на имя председателя Государственного комитета обороны Иосифа Сталина первый секретарь ЦК КП(б) Беларуси Пантелеймон Пономаренко сообщил, что все 83 наиболее значительных завода БССР эвакуированы полностью. Удалось переместить в тыл 16 911 единиц ценного технологического оборудования, 832 тонны цветных металлов, 44 км силового кабеля, более 3,4 тыс. вагонов готовой продукции и свыше 2130 вагонов металлолома. Всего из Беларуси железнодорожники переправили в восточные регионы СССР 109 крупных и средних промышленных предприятий.


Машинист Зенон Крамковский

Когда каждый – герой

Те, кто остался на оккупированной территории, включились в борьбу с врагом, активно создавались партизанские отряды. Комиссаром одного из них под названием «Мститель» стал работник станции Минск-Товарный Владимир Леляк.

Начальник Минского паровозного депо Федор Кузнецов во время оккупации оставался в столице. Он организовал подпольную группу, в которую вошли О. П. Куприянова, К. А. Павленко и многие другие. В Минске по улице Чкалова на доме № 16 сегодня можно увидеть памятную доску. Она напоминает о героизме работников магистрали во время Великой Отечественной войны. Надпись на ней гласит: «В этом доме в 1941 – 1942 годах находилась конспиративная квартира подпольной партийной организации Минского железнодорожного узла». Руководил подпольщиками Федор Кузнецов, тогда здесь и проживал. Большую помощь в борьбе с оккупантами ему оказывали жильцы дома, в числе которых были железнодорожники Флор и Нина Пашенко из квартиры № 25. Здесь также собирались подпольщики. Они разрабатывали диверсионные планы против захватчиков, изготавливали мины в подвале дома, слушали по радиоприемнику сводки Совинформбюро и полученную информацию использовали при выпуске листовок.

Во время войны Флор и Нина Пашенко были связными в партизанском отряде имени Щорса 3-й Минской бригады. Однажды поступил донос на Флора Антоновича. Но когда пришли его арестовывать, он успел выпрыгнуть со второго этажа своей квартиры и сбежать, прятался в паровозном депо. После мужчину переправили в партизанский отряд. Впоследствии он стал комиссаром партизанской бригады «Народные мстители». Сегодня дом на улице Чкалова, 16 (до войны № 26) внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, о чем свидетельствует охранная доска на фасаде здания.

Бесстрашные герои выводили из строя паровозы и вагоны, различные коммуникации узла, нарушали снабжение фашистской армии. В декабре 1941 года подпольщики во главе с Ф. К. Живалевым и М. Ю. Бури-Буримским вывели из строя водокачки и всю водопроводную сеть – более десяти суток узел был парализован. В эти дни из Минска вместо 90 – 100 поездов, отправляемых ранее в сутки, уходило на восток не более шести.

Помимо диверсионной деятельности подпольщики столицы отправляли добровольцев и тех, кому угрожала опасность, в партизанские отряды. К примеру, к апрелю 1942 года отряд Василия Воронянского пополнили более чем 130 человек.

Бывшая телеграфистка из Минска П. Г. Астапова сражалась в партизанском отряде «КИМ». Была подрывником, пустила под откос 6 вражеских эшелонов. Вела дневник боевых действий, который сохранился до наших дней.

В Минском железнодорожном училище № 1 накануне войны готовился очередной выпуск молодых специалистов – помощников машинистов, слесарей-ремонтников, проводников вагонов и начальников поездов. В первые дни Великой Отечественной многие из них пополнили ряды ополчения для борьбы с диверсантами. Когда поступил приказ об эвакуации, молодежь отправили на станцию Баскунчак (Оренбургская область), где было организовано училище № 5. Ребята работали на паровозах, ремонтировали вагоны и не переставали проситься на фронт. Более 80 человек стали курсантами военных училищ, обучались на курсах пулеметчиков и в составе 226-й стрелковой дивизии. Многие, к сожалению, погибли. Например, сержанту-разведчику Анатолию Волоху посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В Минске одна из улиц носит его имя. Выпускники училища проявили героизм, работая в составе колонн паровозов особого резерва НКПС № 1 и № 2.

Неоценимую помощь железнодорожники оказали советскому командованию при подготовке и проведении летом 1944 года наступательной операции «Багратион». Для ее обеспечения материально-техническими средствами требовалось 400 тыс. вагонов боеприпасов, 300 тыс. тонн горюче-смазочных материалов, около 500 тыс. тонн продовольствия и фуража. Все это надо было подвозить в назначенные сроки скрытно на поездах, при этом на многих участках пути были разрушены.


Начальник Минского паровозного депо Федор Кузнецов,
руководитель подпольной организации железнодорожного узла

Невзирая на трудности

…3 июля белорусская столица была освобождена. В этот же день Совет народных комиссаров БССР, Президиум Верховного совета республики и ЦК КП(б) призвали трудящихся к скорейшему восстановлению фабрик, заводов, железной дороги, школ, больниц и других учреждений.

Через сутки после того, как советские танкисты ворвались в Минск, железнодорожники спецформирований НКПС уже находились в районе станции Степянка. Приходилось ждать полного восстановления моста через реку Свислочь. Вражеская авиация пыталась сорвать железнодорожные перевозки. Эти налеты на освобожденные города наносили большой урон. Поэтому на ночь старались большую часть составов с узлов отправлять на промежуточные станции. Строго соблюдали светомаскировку. Дежурные по станции немедленно докладывали поездному диспетчеру о появлении вражеских самолетов, указывая их примерное количество и направление полета. Для отражения воздушного нападения в пути следования отправляемые из Минска на запад поезда с техникой и другими грузами включали вагоны с зенитными установками.

…Один из первых составов повел в освобожденный Минск Зенон Крамковский. Во время Великой Отечественной войны Зенон Болеславович водил поезда в колоннах особого резерва НКПС под Сталинградом и Курском, доставлял технику, боеприпасы и личный состав к линии фронта. Порой попадал под вражеский огонь и бомбежки. К слову, Зенон Крамковский – представитель трудовой династии: его дед, дядя и отец были машинистами. Еще до войны Зенон работал помощником машиниста в Рославле Смоленской области. Маршрутный лист на первую самостоятельную поездку в 1938 году парню вручил Константин Заслонов, на тот момент руководитель депо.

Такие замечательные люди своим трудом (а в годы войны и в тяжелое послевоенное время его уверенно можно назвать героическим) писали историю Минска и всей нашей страны. Историю, которую каждый из нас обязан знать и уважать.


Подготовил Дмитрий Владимиров


К списку новостей за 2022 год