Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Имя, ставшее легендой

17 марта 2022

chuhnjuk_elena_s.jpg105 лет назад – 12 марта 1917 года – родилась легендарная железнодорожница Елена Мироновна Чухнюк.

Ее имя хорошо знают не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Она стала одной из первых в Советском Союзе железнодорожниц, которой в 1943 году за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Удивительно, но на тот момент ей было всего 26 лет. Высокую награду ей вручал Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин. «Он тогда назвал меня дочкой. Спасибо, говорит, дочка, ты все делала правильно», – вспоминала Елена Мироновна.

…Она родилась 12 марта революционного 1917 года в селе Дьяковка Винницкого уезда Подольской губернии. Окончила четыре класса и школу сельской молодежи. И решила стать… железнодорожницей. К своей цели шла уверенно. В 1938-м поступила на курсы помощников машиниста при паровозном депо Гомель. А спустя два года, набравшись опыта, сама встала за правое крыло локомотива. Водила большегрузные поезда в Оршу, Могилев, Чернигов. В 1941-м стала почетным железнодорожником. О ее отношении к технике можно говорить только с восхищением. К паровозу она относилась, как к чему-то живому и родному: каждую свободную минуту мыла, начищала до блеска своего железного коня. И машина отвечала взаимностью, не подводила в рейсах.

…В то июньское раннее утро 1941 года ее бригада привела в Чернигов состав из Гомеля.

– На всей станции не было ни души… Я пошла к дежурному и шепотом спросила: «Что случилось?». И услышала: «Война», – вспоминала железнодорожница.

Вдруг тишину нарушила сирена воздушной тревоги: немецкий самолет разворачивался в сторону станции, чтобы сбросить бомбы. Елена Мироновна решила отвлечь летчика и начала выводить состав. Чтобы сбить его с толку, она сначала набирала скорость, а затем резко тормозила. Благодаря этому сброшенные снаряды взрывались то позади, то впереди поезда, не причиняя ему вреда. Растратив весь боезапас, самолет улетел, а Елена Чухнюк вернула состав целым на станцию.

В 1942 году железнодорожница получила ранение: осколок снаряда сильно повредил ногу. Елена Мироновна перевязала рану, сильно хромала. Но уйти с паровоза отказалась, считала это пустяком по сравнению с тем, какие раны получали на фронте. Спустя два года была контужена. Но и к этому отнеслась легко: «Я в таких оборотах побывала. но осталась жива. А раз осталась жива – это счастье! Самое большое счастье – жизнь!».

– Дороги войны – это утраты, страдания, потери. Когда вокруг рвутся бомбы и снаряды, а с неба несутся ревущие бомбардировщики и штурмовики, охватывал такой страх, хоть прыгай с паровоза. Но нельзя! А ещё изматывал, пробирал до костей лютый мороз. Как-то после одного маршрута ватные брюки и валенки срослись в одно целое и примерзли. С трудом меня раздели, живого места не было. Так и ездила всю войну — то сама приеду еле живая, то паровоз чуть дышит, – вспоминала Елена Мироновна.

В шаге от смерти отважная девушка была не раз. Но никогда не робела и не терялась даже в самых тяжелых ситуациях. К примеру, в Брянске увела эшелон с ранеными, когда фашисты обстреливали станцию.

С 1942 года Елена Чухнюк – старший машинист паровозной колонны особого резерва НКПС № 4, она возглавляла комплексную бригаду паровоза Эм723-88. С января по август 1942-го от станции Иловля до станции Свияжск проложили знаменитую Волжскую рокаду, которую защитники Сталинграда называли «Дорогой жизни». По ней в город Елена Чухнюк водила эшелоны с боеприпасами и продовольствием.

Эту железнодорожную артерию фашисты бомбили постоянно. В тот день на станции Петров Вал, куда Чухнюк привела эшелон, все пути были забиты. «Вдруг тревожно разнеслось: «Воздух!» Вражеские самолеты уже на подлете. На соседнем пути – санитарный поезд с ранеными. А у меня за спиной 38 вагонов с авиационными снарядами. Попадет хоть в один бомба – не будет ни дороги, ни станции, сотни людей погибнут», – эти страшные минуты железнодорожница запомнила на всю жизнь.
Паровоз начал набирать скорость, подтолкнув оказавшиеся у него на пути порожние вагоны. Гитлеровские летчики, заметив маневр, рванули за составом. Станция осталась позади, когда один из самолетов начал заходить в пике. Елена Мироновна резко затормозила. Группа порожних вагонов оторвалась и скрылась за поворотом. Оттуда послышались взрывы – началась бомбежка. Но ее состав с боеприпасами остался цел. Этой игре с врагом в «кошки-мышки» Чухнюк научил один старый машинист. Когда попадала под бомбежки, вспоминала его напутствие: «если можешь, не стой на месте, двигайся, меняй скорость, сбивай с толку, с прицела проклятых стервятников!».

Вскоре паровозную колонну № 4 отправили в глубокий тыл. На Северо-Печорской железной дороге Елена Чухнюк водила поезда с углем. В сложных условиях организовала скоростное движение, сократив время доставки грузов в три раза.

Летом 1943 года Елена Мироновна водила составы на Курском направлении. Однажды на один из участков обороны нужно было перебросить тяжёлые танки. Чухнюк приказали доставить эшелон месту прорыва гитлеровцев. Командир бригады смотрел на молодого машиниста с большим сомнением: «Разве может эта хрупкая девушка выполнить такое ответственное задание?»

Невероятно, но в пути эшелон семь раз попадал под бомбежку. А паровозная бригада словно не обращала на это внимания. До нужной станции эшелон прибыли за 10 минут до контрольного времени. Бой шёл у самой станции. Были незамедлительно откинуты приставные площадки с платформ, и танки с ходу ринулись в атаку. «Полковник, который руководил выгрузкой, поднялся на паровоз, пожал мне руку, обнял, поцеловал. «Спасибо тебе, дивчина, спасибо всем вам, железнодорожникам», – вспоминала Елена Мироновна. Гитлеровцев от станции отбросили, а Елена повезла в тыл раненых.

Летом 1944-го ее снова перебросили к фронту: Курское направление (Брянск – Унеча – Сухиничи), участки Юго-Западной и Львовской железных дорог.

Железнодорожница отмечала, что в ее бригаде все понимали друг друга с полуслова. Но часто достаточно было жестов, поскольку из-за грохота разрываемых снарядов слов было не разобрать.

Уже после войны, в 1948-м, киностудия «Мосфильм» сняла фильм «Путь славы». Лента рассказывала о девушке-машинисте, в основе сценария – факты из биографии Елены Мироновны. После войны ее избирали депутатом Верховного Совета СССР. Железнодорожница окончила Московский электромеханический институт инженеров транспорта, работала в Министерстве путей сообщения СССР. Орден Ленина, медали «За оборону Москвы» и «За оборону Сталинграда» и многие другие награды, которых была удостоена эта отважная женщина, говорят сами за себя. Вся ее жизнь – служение Родине. Интересный факт: 9 мая 1999 года к тому времени 82-летняя Елена Мироновна лично привела на Поклонную гору в Москве специальный поезд с ветеранами-железнодорожниками.

Ее именем назван электропоезд ЭТ2М-045 Октябрьской железной дороги, локомотивное депо Крюково и дизель-поезд ДР1Б-505 локомотивного депо Гомель. Елена Мироновна ушла из жизни 10 мая 2014-го. В том же году в честь железнодорожницы на здании локомотивного депо Гомель в торжественной обстановке открыли мемориальную доску – в рамках Третьего слета машинистов Белорусской железной дороги. В истории локомотивного депо Гомель Елена Чухнюк – единственная женщина-машинист паровоза.

Ее не стало в возрасте 97 лет. Елена Мироновна прожила долгую жизнь. Замечательный человек, уважаемый ветеран, профессионал, патриот своей родины и стальной магистрали – это все о ней. Пусть и прозвучит эта фраза банально, но ее имя навсегда вписано в историю Белорусской железной дороги золотыми буквами.

 

 

К списку новостей за 2022 год