С 1 июля вступает в силу новая редакция Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)
01 июля 2015
С 1 июля текущего года вступают в силу комплексные изменения и дополнения в Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Служебную инструкцию к СМГС (СИ к СМГС).
Актуализация данных международных документов стала итогом решения XXXIII сессии Совещания Министров ОСЖД 2005 года. В работе Временной рабочей группы по вопросу ревизии СМГС на разных этапах ее деятельности принимали участие лучшие эксперты и специалисты в данной области, в том числе представители Белорусской железной дороги.
Принятые изменения и дополнения в Соглашение, в том числе предусматривают ввод новых терминов и понятий. При разработке новой редакции СМГС были учтены результаты реформирования систем железнодорожного транспорта в странах, применяющих СМГС; изменения структуры и компетенции органов госуправления железнодорожным транспортом. В результате в Соглашение включены новые правовые субъекты — перевозчики, управляющие инфраструктурой, владельцы вагонов.
Также определена роль инфраструктуры и управляющего ею лица как агента перевозчика. При необходимости это даст перевозчику возможность заключать договор на использование инфраструктуры. При этом отправителю и получателю не требуется выстраивать правовые отношения с управляющим инфраструктурой.
В ходе работы над новой редакцией Соглашения была проанализирована сложившаяся за предыдущие годы система договоров, заключаемых по перевозкам, и практика их применения, отступающая в какой-либо степени от норм СМГС. По результатам анализа была несколько расширена возможность регулирования условий перевозки на договорной основе.
Также предусмотрены изменения во взаимоотношениях перевозчиков и иных хозяйствующих субъектов по таким связанным с договором перевозки вопросам, как пользование вагонами, порядок расчетов и т. п.
Расширено взаимодействие системы СМГС с системой железнодорожного права ЦИМ, нормы СМГС сближены с предписаниями ЦИМ.
Впервые предусмотрена норма перевозки груза в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении с участием водного транспорта при условии, что груз от станции отправления до станции назначения следует в вагоне или на своих осях.
В новую редакцию Соглашения также включено Информационное руководство (приложение 5 к СМГС), которое содержит сведения о железнодорожной инфраструктуре и водных участках пути, используемых при перевозках грузов на условиях Соглашения, а также сведения о перевозчиках, производящих такие перевозки.
Изменения в СМГС и Служебную инструкцию к нему могут одинаково успешно применяться как в тех государствах, где произошло разделение железных дорог на перевозчиков и инфраструктуру, так и в тех, где железная дорога выполняет обе эти функции. При этом изменения и дополнения позволят осуществлять международную перевозку в границах одного государства нескольким перевозчикам, а также одному перевозчику по инфраструктурам нескольких государств, т. е. будет обеспечена трансграничность перевозок.
Изменениями в Соглашение предусмотрена новая форма накладной СМГС. Белорусская железная дорога обращает внимание грузоотправителей на то, что в новой накладной появилась графа «Перевозчики», в которой необходимо указывать сокращенное наименование и код перевозчика на всем пути следования. В данной графе также необходимо указывать участки пути, по которым каждый из перевозчиков осуществляет перевозку.
Информация подготовлена пресс-центром БЖД
К списку новостей за 2015 год