Путь и путевое хозяйство
Одним из важнейших хозяйств, от которого зависит работоспособность всей железной дороги, является путевое хозяйство. От его состояния, мощности обустройств в значительной степени зависят пропускная способность дороги, безопасность и допускаемые скорости движения поездов.
Путевое хозяйство Белорусской железной дороги – это почти 12 тыс. км железнодорожных путей, из которых 7,2 тыс. км – главные железнодорожные пути, более 12 тыс. стрелочных переводов, 1,7 тыс. железнодорожных переездов и 1,9 тыс. мостов и путепроводов. Главные железнодорожные пути уложены на железобетонном основании на 98 % от их общей протяженности, а рельсовые плети бесстыкового пути уложены на 67 % от протяженности главных железнодорожных путей.
Содержание путевого хозяйства и его ремонт обеспечивают 20 дистанций пути, 6 дистанций защитных лесонасаждений, республиканское унитарное предприятие «Ремпуть Белорусской железной дороги», эксплуатационное республиканское унитарное предприятие «Рельсосварочный поезд № 10 станции Орша Белорусской железной дороги», эксплуатационное республиканское унитарное предприятие «Центр механизации путевых работ Белорусской железной дороги».
С целью планомерного обновления и усиления верхнего строения пути ежегодно на Белорусской железной дороге производятся работы по восстановительному ремонту железнодорожных путей на новых и старогодных материалах, замене стрелочных переводов с переводом их на железобетонное основание в объемах, предусмотренных годовыми ремонтными программами.
В путевом хозяйстве успешно реализуется программа импортозамещения. На предприятиях республики организовано производство деревянных и железобетонных шпал, большинства элементов скреплений, некоторых механизмов с перспективой полного обеспечения потребностей дороги в этих материалах.
Для обеспечения качественного содержания и ремонта железнодорожного пути за период 2011–2024 годы Белорусской железной дорогой для путевого хозяйства приобретены 25 единиц специального железнодорожного подвижного состава. Этой современной техникой были дооснащены имеющиеся на дороге комплексы путевых машин, что позволит существенно усовершенствовать технологию производства работ, прежде всего в части повышения их качества.